Рельсовая война?..

В августе Россию сотрясают несчастья: только что оплакали годовщину гибели «Курска» — новая беда. Теракт на железной дороге
В августе Россию сотрясают несчастья: только что оплакали годовщину гибели «Курска» — новая беда. Теракт на железной дороге

До прибытия «Невского экспресса» оставалось меньше часа, когда диктор на Московском вокзале Питера объявила, что поезд № 166 вовремя не придет. В Новгородской области, где–то между Бургой и Малой Вишерой, состав сошел с рельсов. Можно предположить, какие чувства эта новость вызвала у петербуржцев, уже начавших было собираться на перроне, чтобы с цветами встретить своих родственников, близких или коллег. Практически сразу на первый план была выдвинута версия теракта, что, надо полагать, заставило многих встречающих преждевременно поседеть. В общем, обстановка на полуночном вокзале была паническая. Единственный обнадеживающий момент — сообщалось, что в результате ЧП вроде бы никто не погиб. Только под утро специально отправленный к месту происшествия дизель-поезд доставил в Санкт–Петербург попавших в переделку пассажиров. Правда, не всех — 20 человек были отправлены в новгородские больницы. Всего на этот рейс был продан 231 билет. Это настоящее чудо, поделился мнением железнодорожник с тридцатилетним стажем, что обошлось без жертв. Скорость «Невского экспресса» в момент взрыва достигала 180 км/ч. Кто и зачем планировал теракт с многочисленными жертвами?

В нашем посольстве в Москве мне вчера рассказали, что российские правоохранительные органы, с которыми связывались дипломаты, не сообщали о раненых пассажирах–белорусах.

Главной своей цели — посеять страх и панику в стране — террористы, конечно, не достигли, но одна задача ими все–таки была решена. Теракты на транспорте — это их излюбленный метод. Мотивы прозрачны — и потенциальных жертв много, и нормальная жизнедеятельность государства нарушается. А движение по маршруту Санкт–Петербург — Москва, крайне популярному и до, и после Радищева, на какое–то время действительно было парализовано. Белорусские поезда на том направлении не ходят, и БЖД продолжала работать в штатном режиме.

...Август в современной российской истории прослыл роковым месяцем. В конце лета падали самолеты, тонули подлодки, взрывались бомбы и захватывались заложники. Спокойно вздохнуть россияне смогли только в последние год–два. И тут новое ЧП. Вчера было раскрыто много подробностей теракта на железной дороге, кроме одной, — кто же стоит за ним? Удивительно, но версий на этот счет практически не было.

Директор ФСБ Николай Патрушев упомянул этот инцидент в одном ряду с осложнением оперативной обстановки на Северном Кавказе. И указал возможную причину обострения ситуации в России — предстоящие парламентские и президентские выборы. Итак, понедельник 13–го числа можно считать датой, когда и у политиков, и у правоохранительных органов закончился отпуск и началась настоящая предвыборная кампания.

Собственно, о том, что в России есть немало сил, заинтересованных в дестабилизации ситуации накануне важных политических перемен, никто не сомневается. И лично я бы не назвал сегодня чеченский сепаратизм главной дестабилизирующей силой. Может, в этой кавказской республике и не тишь–благодать, но идею так называемой «чеченизации конфликта» — одну из самых важных инициатив во время президентства Владимира Путина — уже можно признать удачной. Война в Чечне во многом была религиозной. А сегодня единственный легитимный для Москвы руководитель республики Рамзан Кадыров становится первым россиянином, которого приглашают принять участие в церемонии омовения в Каабе. Этой чести удостаиваются лишь несколько самых известных в мире мусульман.

Последние теракты в России имели под собой националистический, но вовсе не чеченский подтекст. Вспомним взрыв на Черкизовском рынке. Или события в Кондопоге. Сюда же следует отнести громкие дела скинхедов. Вот где, видимо, главный нерв предстоящей предвыборной кампании.

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter