Реликвия

Художник Николай Кузьмич взялся за восстановление гробницы преподобной Евфросинии Воссоздав Крест Евфросинии Полоцкой, брестский художник Николай Кузьмич принялся за восстановление раки - гробницы преподобной Евфросинии.
Художник Николай Кузьмич

взялся за восстановление гробницы преподобной Евфросинии

Воссоздав Крест Евфросинии Полоцкой, брестский художник Николай Кузьмич принялся за восстановление раки - гробницы преподобной Евфросинии. В 1921 году это национальное сокровище вместе с другими ценностями Спасо-Евфросиниевского монастыря в Полоцке было изъято советской властью, а препятствовавшие святотатству монахини были арестованы. И вот недавно Николай Кузьмич задумал вернуть копию раки в Свято-Преображенский храм полоцкого монастыря.

В данной ситуации такой шаг специалисты признают спасительным. Мол, мы здесь не оригинальны. К примеру, по такому пути наши польские соседи пошли при восстановлении своей столицы в послевоенные годы, а россияне недавно сделали копию потерянной Янтарной комнаты.

Полоцкий Крест - главное творение мастера Лазаря Богши, кульминация мастерства древнерусской школы перегородчатой эмали - пропал в 1941 году. И так случилось, что его не успели изучить. Как это ни странно, но Крест не удостоился подробного описания и анализа ни в XIX, ни в XX веке.

Он был совершенно случайно сфотографирован в 1896 году. И хрупкие стеклянные фотопластины, также никем из ученых не замеченные, обнаружил в Ленинградском архиве в 1954 году археолог Леонид Васильевич Алексеев, наш земляк. Он издал серьезную работу, в которой были описаны мельчайшие детали этого шедевра. И когда Беларусь обрела независимость, нереальная, казалось бы, идея воссоздания Креста стала постепенно осуществляться.

Первоначально интеллигенция Беларуси задумала воссоздать Крест в качестве символа духовного возрождения белорусского народа, его художественно-историческая ценность не должна была касаться религиозной, церковной значимости. Но Божья воля вела святыню к храму... В 1992 году в Минске на Съезде белорусов ближнего зарубежья впервые была востребована работа Леонида Алексеева и прозвучало имя предполагаемого преемника Лазаря Богши - художника-эмальера из Бреста Николая Кузьмича. Пришло время, и митрополит Филарет освятил мастерскую брестчанина.

Работа заняла у Мастера более пяти лет. Начиналось все с 17 золотых монет с изображением Николая II, которые владыка Филарет осенью 1994 года передал Кузьмичу из своих личных запасов и которых хватило на первый шаг - сделать пластинки-лотки для изображений Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи, верхнее средокрестие и квадратный крестик. Через год Александр Лукашенко по ходатайству церкви выделил основной необходимый для работы объем золота - 1,3 кг. Во множестве поступали пожертвования от людей, в основном бытовые ювелирные изделия, которые Мастер доводил до требуемого уровня.

Но самую большую ценность представляли привезенные владыкой Филаретом и Николаем Кузьмичом из Иерусалима частицы камней от Гроба Господня, Гроба Пресвятой Богородицы, Древа Животворящего Креста Спасителя, мощей многих святых.

- Все чаще стал возникать вопрос о том, как защитить проект от лихих людей, - вспоминает Николай Кузьмич. - Было решено обратиться за помощью в КГБ. Признаюсь, я с радостью обнаружил, что в этом учреждении оказалось немало людей, которые глубоко понимали важность и необходимость исполнения этого проекта.

Подтверждением слов Мастера стала высокая оценка работы сотрудников КГБ церковью - Патриарх Алексий II наградил орденами Преподобного Сергия Радонежского III степени подполковника Валерия Мороза и майора Сергея Якимука. Последнего владыка Филарет назвал "вечной тенью Мастера". Крест, а значит, и Мастер, четыре с половиной года находился перед глазами майора. После работы он помещал Крест в специальный ящик, который опечатывался двумя печатями - КГБ и Мастера, и увозил на ночь в сейф своего управления. А утром привозил его в мастерскую. То же самое проделывал с драгоценностями.

Кроме Креста, Николай Кузьмич сделал еще и ставротеку - футляр для святыни. По своей значимости сотворенное приравнивается и церковнослужителями, и мирянами к воссозданному в Москве храму Христа Спасителя. А теперь вот брестский художник получил благословение владыки Филарета на воссоздание раки преподобной Евфросинии Полоцкой. У Мастера на сегодняшний день имеется следующая информация о новой работе. "Рака из кипариса, - пишут церковные издания начала прошлого века, - облицована серебром 84-й пробы, весом 8 пудов. Представляет вид древнего саркофага, на углах которого помещены колонны с золочеными капителями и базами из оксидированного серебра. Лицевая (передняя) сторона, в длину раки, и противоположная - разделаны на филенки каждая. В центре передней стороны помещен барельеф - точная копия с древнего барельефа, бывшего на гробе Преподобной в Киево-Печерской лавре, - изображающий перенесение святых мощей Преподобной Евфросинии из Иерусалима в Киев. На противоположной стороне барельеф представляет момент закладки Преподобной Евфросинией храма во имя Всемилостивейшего Спаса в ее обители. По бокам барельефов в малых филенках помещены эмалированные изображения византийских крестов... По боковой стороне раки, в изголовье Преподобной, изображен по золотому полю крест Преподобной в сиянии, а в ногах - древний вид Полоцка. Верхний край раки украшен золотым чеканным орнаментом и покрыт разноцветной греческой эмалью, также и в нижней части помещен золотой орнамент с эмалью... На крышке раки помещена икона Преподобной Евфросинии - в рост, в лежачем положении, на иконе риза серебряная, мантия и схима Преподобной из оксидированного серебра, буквы и кресты на схиме золоченые. На персях Преподобная держит крест... На откосах крышки с четырех сторон по серебряно-матовому фону идут золоченые гравированные надписи из акафиста Преподобной Евфросинии: "Радуйся, Евфросиние, невесто Христова всечестная". Изнутри крышка обита темно-красным бархатом, и на ней помещен в серебряно-вызолоченной раме Нерукотворный Образ..."

Подобной информации Николаю Кузьмичу показалось достаточно, чтобы взяться за работу.

- Я уже сделал эскизы раки, так что дело за малым - материальной поддержкой со стороны нашей державы, - считает Мастер. - У самой церкви вряд ли найдется столько денег. Одного серебра понадобится 120 кг. Но в любом случае, рано или поздно, гробница преподобной Евфросинии будет воссоздана на белорусской земле руками белорусских мастеров.

- В чем главное отличие этой работы от прежней?

- Хотя на этот раз мы имеем больше информации о раритете, все равно придется творить, как говорится, по образу и подобию. Ведь никто из наших современников в глаза не видел эту гробницу, а словесное описание дает лишь приблизительное представление. Так что я не буду заниматься "клонированием", а постараюсь сделать работу сердцем.

- О каких сроках может идти речь?

- При благоприятных условиях работу реально завершить за два - два с половиной года. Конечно, мне понадобится помощь нескольких подмастерьев.

- Мне показалась, что ваша мастерская слишком тесная для выполнения такой работы.

- Действительно, развернуться тут особо негде. Главные трудности ждут впереди, когда придется выносить раку из мастерской. Ее длина - 2 м 18 см, ширина - 90 см, высота - 105 см. Через окно, впрочем, вынести можно будет.

- Итак, вы ждете государственной поддержки. О каких суммах идет речь?

- "Вестник Виленского Свято-Духова Братства" за 1910 год пишет: "Рака стоила свыше 10 000 рублей, собранных по подписке". Это серьезная сумма. Весь бюджет Брест-Литовска в 1910 году составлял 233.428 рублей 53 копейки. За фунт ржаного хлеба (431 грамм) продавцы требовали 2 - 2,5 копейки, за фунт крупы - 5, за килограмм баранины - 9 копеек. Комфортабельную 5-комнатную квартиру в центре города можно было снять на год за 450 - 500 рублей. Но наши предки собрали нужную сумму, даст Бог, соберем и мы...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter