«Реликты» прошлого и форпосты будущего

Страны Европы и СНГ копируют белорусскую модель гражданской обороны и систему ликвидации чрезвычайных ситуаций В Советском Союзе не было МЧС — была гражданская оборона. «Холодная война», заокеанский недремлющий враг, ядерные боеголовки и оружие массового поражения – в те времена даже школьник знал, как надеть противогаз или респиратор, где спрятаться от ядерного взрыва и переждать атаку боевого отравляющего газа.
Страны Европы и СНГ копируют белорусскую модель гражданской обороны и систему ликвидации чрезвычайных ситуаций В Советском Союзе не было МЧС — была гражданская оборона. «Холодная война», заокеанский недремлющий враг, ядерные боеголовки и оружие массового поражения – в те времена даже школьник знал, как надеть противогаз или респиратор, где спрятаться от ядерного взрыва и переждать атаку боевого отравляющего газа. Так прошли шестидесятые, семидесятые и начало восьмидесятых годов. Затем – перестройка и настоятельные разговоры об окончании противоборства двух сверхдержав, сворачивании ядерных программ и арсеналов… А тут – Чернобыль, открывший всем глаза на слабость и неприспособленность десятилетиями возводимой системы к угрозам мирного времени. Союз распался – вопросы остались. Решать их довелось уже руководству молодой и независимой Республики Беларусь. Об угрозах новейшего времени, последних наработках в области безопасности граждан и национальной специфике в решении этих стратегических вопросов «Р» рассказал Энвер БАРИЕВ, министр по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. — С 1991 года в мире изменилось многое. Прежде всего характер ведения боевых действий. Войны последних лет локальны, скоротечны и узконаправленны. Они не ставят своей целью уничтожение всего и вся ядерным взрывом, как это было раньше. Точечные, сконцентрированные удары наносятся теперь только по узловым (в административном, промышленном или экономическом смысле) объектам. Настороженность в последнее время вызывают активизация международного террора и общий рост ЧС природного и техногенного характера. Нельзя сбрасывать со счетов и географию республики, специфику ее промышленного производства. Вдумайтесь только: более пятисот предприятий используют сильнодействующие ядовитые вещества! Около семи тысяч километров магистральных трубопроводов, по которым идут транзитом в Европу нефть, бензин, дизельное топливо и природный газ. Четыре действующие АЭС в граничащих с нами странах – в итоге в зоне потенциальной опасности сегодня проживает около трех миллионов белорусов… Все это лишь некоторые аспекты безопасности, ставшие в 1993 году фундаментом Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ГСЧС) в Беларуси. Сегодня в ее составе — 21 отраслевая и 7 территориальных подсистем. — Энвер Ризаевич, а что же гражданская оборона? Как она вписалась в новую концепцию национальной безопасности? — Не скрою, о ее судьбе велись долгие и жаркие споры, и окончательное решение далось нелегко. Рассматривая эту проблему, мы исходили из следующих позиций. Какая разница, по какой причине произошел взрыв на химическом предприятии? Ракета ли это, работа ли диверсионной группы или же оплошность оператора – последствия те же. А значит, нет смысла разводить по разным углам ЧП военного и мирного времени. Наоборот, нужно создать единую систему, оперативно реагирующую и на те, и на другие угрозы. Такое поручение содержится в «Концепции совершенствования ГСЧС и ГО на 2004—2007 годы», которая утверждена Указом Президента Республики Беларусь в прошлом году. Косвенное подтверждение правильности выбранной стратегии развития – симметричность и заимствование белорусской модели многими странами СНГ и Европы. — Не секрет, что с начала 90-х годов фонд защитных сооружений Беларуси сильно обветшал и кое-где даже пришел в негодность. Решена ли сегодня эта проблема? Какие еще «реликты» прошлого перекочевали из минувшего века и тормозят сегодня развитие унифицированной системы ГСЧС и ГО? — Действительно, несколько лет назад картина с укрытиями и убежищами была не из приятных. Ремонты, реконструкции… — в итоге львиная доля подземных сооружений страны сегодня имеет в паспортах отметку «Годно к применению по назначению». А это значит, в состоянии отработать как по военному, так и по мирному режиму ЧС. — Ну а что же «реликты»? — Безнадежно устарела с середины 50-х годов и требует замены система оповещения населения. Например, сейчас уже никак не обойтись без новых информационных технологий: цифровой связи, оптоволоконных линий передачи данных, GSM-каналов и новейших компьютерных систем. Впрочем, это касается не только средств оповещения, но и других направлений работы: водолазной, взрывотехнической, понтонно-мостовой служб… — Энвер Ризаевич, теперь, если можно, тезисно о приоритетах развития системы ГСЧС и ГО на ближайшие годы. — Планов много. Первое и главное — создать оптимальную систему для адекватного реагирования на любые виды угроз, обеспечить полную защиту населения и объектов народного хозяйства от чрезвычайных ситуаций, гармонизировать работу по целостному взаимодействию всех республиканских, местных исполнительных и распорядительных органов власти и ведомств по защите населения и территорий от ЧС. Без этого все остальные приоритеты концепции попросту теряют смысл. Дальше – разработать и внедрить геоинформационную систему защиты. Более активно использовать информацию дистанционного зондирования Земли с искусственных спутников. Конечно же, нам никак не обойтись без принципиально новой службы диспетчеризации и мониторинга потенциально опасных объектов. Все это приведет к минимизации потерь от чрезвычайных ситуаций.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter