Тренеры Шапоровы больше 50 лет готовят в Климовичах лыжников мирового уровня

Рельеф и голуби

По официальным данным, в Климовичах живет чуть более 15 тысяч жителей. Это в пересчете на душу населения позволяет городку на восточной границе Беларуси считаться одним из самых лыжных. Отсюда действительно стартовало немало знаковых для белорусского спорта гонщиков. В Климовичах родился один из основоположников белорусского биатлона Вячеслав Толкачев, отсюда заслуженный тренер страны по лыжным гонкам Владимир Маркашанский, призер чемпионатов СССР Андрей Богомазов, участница Олимпиады в Солт‑Лейк‑Сити Наталья Калиновская, до недавнего времени считавшийся лидером национальной сборной Юрий Астапенко. Наконец, обладатель единственной в истории белорусских лыж медали чемпионата мира Леонид Корнеенко также начинал в этом городке, где и трассы‑то, хоть минимально подходящей для занятий лыжников, отродясь не было. Привези сюда какого финна или норвежца — они и представить не смогут, что на этих улочках можно готовить мирового класса лыжников. А чета Шапоровых — Виктор и Альбина — делает это уже более 50 лет.

Виктор Шапоров.

Знаменитая климовичская школа — небольшое одноэтажное здание на краю городка. На стене выложенная из кирпича надпись. Рядом гимназия. Благодаря ее стадиону в занятиях юных лыжников присутствует некая системность и завершенность. Прямо с уроков ребятишки бегут за лыжероллерами. Через полчаса, следуя наказам Альбины Павловны, отправляются делать домашку, чтобы позже вновь вернуться на «треню». С виду почти идиллия. Усаживаясь за стол, Виктор Шапоров показывает обустроенный собственными руками стенд с фотографиями именитых воспитанников:

— Со Славой Толкачевым еще успел вместе побегать. С 1959 по 1963 год я никому на чемпионате республики побед не отдавал! Но и работал соответственно. Я — восемь ускорений по километру, Толкачев — пять. Хотя, ради справедливости, он выдерживал большие нагрузки. Даже сдерживать приходилось. Мог стать хорошим лыжником, но потом Женя Селюнин, биатлонист, набирал группу в институт и Слава к нему поступил... А вот Володя Маркашанский, кстати, не из Климовичей. На тренировки за 16 километров ездил из деревни Родня. Но это уже позже. Когда я в Климовичи приехал, здесь ведь никаких лыжных гонок не было. Отец Андрея Богомазова, будущего призера первенства СССР, был местным энтузиастом. На этом, считай, все. Начинали с чистого листа.

Альбина Шапорова и новое поколение воспитанников.

От Климовичей до деревни Реут и обратно 6 километров. Шапоров рассказывает, как на заре тренерской карьеры вместе с ребятами бегали туда и обратно через замерзшее озеро на лыжах. И даже в тех условиях умудрялись конкурировать с областными центрами и столицей.

«На детских соревнованиях тогда по 30—40 человек на дистанции могло стартовать. Конкуренция огромная! Сейчас 7—8 соберется — уже неплохо», — вспоминает Шапоров, со вздохом констатируя, что нынешнему поколению жаловаться не на что.

— Посмотрите на нашу базу. Вроде Климовичи, но все на «Фишерах». Палки есть по 700 рублей. Лыжи — по 1200. Есть самые последние смазки, парафины, ускорители. Когда выступал я, о таком оснащении можно было лишь мечтать. Впрочем, через ЦС «Динамо» я из России также выбивал для своих ребят современную экипировку. Дети были одеты на уровне сборной. Но не только ведь в экипировке дело. Вот на часах уже четыре, а дети еще в школе. 4—5‑й классы — по семь уроков! Потом домашнее задание. На тренировку кто в три, кто в четыре, кто в пять часов приходит. О том, чтобы две тренировки сделать, и речи нет. В итоге младших детей хватает, особенно в последнее время, а вот со старшими беда.


Есть и еще один нюанс. Инфраструктура. Для тренировки лыжников нужна трасса. Зимой проще. Можно бегать чуть ли не прямо в поле. Летом, когда на ногах лыжероллеры, сложнее. В Чаусах, до которых из Климовичей 90 километров, эту проблему решили лишь недавно. Местная роллерка стала центром для всего лыжно‑биатлонного сообщества в регионе. Но каждый день в Чаусы не наездишься. А дома как есть. Про это «как есть» эмоционально рассказывает Альбина Павловна. Она мотор. Если заведется — и сама не остановится, и других увлечет и заразит движением. Такая была на трассе в спортивную бытность. Такая и сейчас: тащит на себе львиную долю климовичских лыж, пока супруг приходит в себя после операции.

— В Климовичах на лыжах бегать можно возле нашей гимназии. Там стадион, но круг — 200 метров. В нынешнем году нам его заасфальтировали, потому что раньше одни выбоины были. А если не там, нужно ехать в деревню Тиманово. Это где Юра Астапенко родился. Там недавно дорогу асфальтировали. Ровно, рельеф хороший, и машины нечасто ездят. Можно бегать. Правда, антураж своеобразный — рядом свинарник, тракторы. Еще и дамба под горкой. Так и становимся: я внизу с флажком, муж выше. Это ж дети…

Но главное, как известно, желание. Юра Астапенко, выросший на этом самом рельефе среди тракторов и бежавший на Олимпиаде в Пхенчхане, недавно поставил лыжи в чулан и сел за руль фуры. Хотя Виктор Шапоров убежден: бегать на серьезном уровне его ученик мог бы еще долго. Увы, финансы решают. И таких примеров тренер может привести много: сохранить лидеров бывает не менее сложно, чем выбрать из немногочисленных нынче детских групп таланты и разогнать их до олимпийских скоростей.

— У Астапенко дочка родилась. Пришлось думать о семье, о будущем. Леня Корнеенко тоже мог добиться более значимых высот, но получил досадную на ровном месте травму. А потом еще и неудача на Олимпиаде в Ванкувере… Сильно это сказалось психологически. Но самыми сильными из моих учеников были Слава Толкачев и Андрей Богомазов. Леня послабее был, но брал характером.

Один из самых неожиданных пьедесталов в истории чемпионатов мира по лыжным гонкам. В 2007 году в Саппоро в ходе гонки на 15 км все расклады смешал сильнейший снегопад. В результате золотую медаль выиграл норвежский биатлонист Ларс Бергер (в центре), белорус Леонид Корнеенко стал вторым (слева), а лидер общего зачета Кубка мира немец Тобиас Ангерер — третьим.
Фото Рейтер.    

За окном — стук лыжных палок по новому асфальту на школьном стадиончике. Пользуясь одним из последних солнечных осенних деньков, юные воспитанники Шапоровых пока еще неуклюже накручивают круги по засыпанному листвой овалу. В климовичскую секцию лыжных гонок берут нынче всех желающих. Раньше тренеры могли позволить отсев, сейчас ведут набор. И из каждого класса, куда заходят с приглашениями, соглашается всего по два—три человека. Раньше, рассказывают Шапоровы, могли приходить почти всем классом. Впрочем, не исключено, что так даже лучше. Альбина Шапорова объясняет:

— Дети у нас сейчас замечательные: нельзя говорить, что поколение потеряно. Аня Мачехина — вообще уникальная девочка. Наша, климовичская, может далеко пойти. Но нужны условия, ведь в Климовичах сейчас нет, считай, ни одного спортивного зала для детей! Все люди, чьи портреты размещены у нас на Доске почета, начинали в то время, когда еще не был закрыт, например, зал ПТУ. Потом он вдруг стал не нужен. Хотя рядом жилой район. Законсервировали, и стоит уже много лет. Ведь разным коммерческим структурам на первом этаже в этом же здании место находится. Зал «Сельхозтехники» тоже пустой… Однако, говоря откровенно, больше всего нынешней молодежи не хватает даже не залов, а головы на плечах. Здоровенные и недалекие в лыжном спорте редко добиваются больших результатов. Лучше всего брать детей без выдающихся физических данных, но мыслящих. И счастливых. От горящих глаз зависит больше, чем от лыж, палок и хороших условий…

Недавно открытая лыжероллерная трасса в Чаусах стала центром для всего лыжно‑биатлонного сообщества в регионе. Но до нее от Климовичей 90 км.

Еще несколько лет назад основу лыжной национальной сборной Беларуси составляли привезенные из России легионеры. Позже Белорусская федерация лыжных гонок взяла курс на подготовку своей молодежи, но минувшая бесснежная зима вновь вернула разговоры о том, что лыжи — вид не белорусский. Виктор Шапоров не соглашается:

— У нас просто нет вариантов: нужно готовить своих спортсменов. Снег? Минувший год в этом плане был уникальным, но вот до этого снега было всегда навалом. Если не по стране, то в Городке на Витебщине или у нас точно. Каждый год Альбина Павловна с нашими ребятами ездит на снег в Кировск. Благо стараниями Александра Шайторова областной центр физического воспитания и спорта молодежи выделяет средства и на летние сборы, и на вкатку.


Сама Шапорова в пример ставит не Кировск, а Городок. Это место в Витебской области для белорусских лыжников и биатлонистов давно стало одним из самых привлекательных в стране. Но Альбина Павловна подчеркивает: случилось это не вдруг и не просто так. И сама история городокской школы очень показательна для всего лыжного спорта в стране.

— Там все организовали так, как следует. Появились условия. Даже тренажеры на улице и два поля с искусственным покрытием! Хотя в Городке в отличие от Климовичей ни одного предприятия. В итоге школа, которая раньше в лучшем случае в десятку попадала, сейчас традиционно в призерах и доказывает, что лыжников в Беларуси готовить можно. У нас хватает и условий, и специалистов. Та же Лена Санникова буквально помешана на лыжных гонках. Сейчас в УОРе работает с детьми и мечтает купить домик в Городке. Там трасса, условия, можно тренировать хоть с утра до вечера. А как Таня Косорыгина с группами работает! Каждому движению их обучает! К ним съездишь, зарядишься энергией, приезжаешь домой, а здесь на стадионе даже трава не скошена… Раньше можно было конкурировать за счет характера.

Я могу на нашем стенде с чемпионами пальцем показать, кому, чтобы поесть, приходилось перед тренировками огород перекапывать. Потому что денег постоянно не хватало. Но тогда все были в равных условиях. Сейчас влияющих на результат факторов стало очень много, но и возможности выросли в разы.

Осталось только научиться их использовать.

komashko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter