Реквием мореману со Щ-402

Выходец из Старых Дорог Михаил Леошко в годы Великой Отечественной был штурманом легендарной субмарины К-21, которая торпедировала большой немецкий линкор «Тирпиц»…

Вместе с неофициальной делегацией Слуцкого центра технического и прикладного творчества учащейся молодежи корреспондент «Р» отправился в Стародорожский краеведческий музей. Поездка внешне обычная, да вот повод уж очень интересный… Слуцкие ребята везли в дар стародорожским соседям аккуратно упакованную в прозрачный плексиглас копию знаменитой советской подводной лодки К-21. Благодаря своему пытливому ветерану-наставнику Анатолию Чижику юные техники узнали, что выходец из Старых Дорог Михаил Леошко в годы Великой Отечественной войны был штурманом легендарной субмарины К-21, или, как ее ласково называли сами подводники, «катюши», которая 5 июля 1942 года торпедировала большой немецкий линкор «Тирпиц»… 

Выражаясь  литературно

Вот как описывал при жизни атаку века сам стародорожский морской волк Леошко: «…Лунин опознал «Тирпица» и «Адмирала Шеера», которых сопровождали 8 эсминцев и барражировавший впереди эскадры самолет-разведчик. Эскадра шла противолодочным зигзагом, с высокой скоростью. По сигналу «все вдруг» все поворачивали на новый курс одновременно, сохраняя свое положение относительно флагмана. То вправо, то влево — очень хитрый способ. Атаковать такую цель очень трудно: нужны не только молниеносная реакция, но и командирское предвидение, умение разгадать очередной маневр противника. Эти качества как раз и были присущи Лунину. В отсеках знали, что лодка атакует главную цель — гордость фашистского флота линкор «Тирпиц».  15 раз командир поднимал перископ. В условиях почти штилевой погоды это огромный риск быть обнаруженными кораблями охранения. У эскадренных миноносцев мощный запас глубинных противолодочных бомб. Но и не воспользоваться перископом нельзя: надо постоянно корректировать атаку. Напряжение достигло предела. Очередной подъем перископа — и на тебе: эскадра повернула вправо. Носовыми аппаратами атаковать нельзя. Лунин срочно командует поворот, чтобы переориентироваться на кормовые аппараты. Дрожит от полного хода корпус. Я в штурманской рубке внимательно веду боевую прокладку, с нетерпением жду команду «Пли!». И вот, наконец, четыре торпеды с интервалом в четыре секунды устремились навстречу «Тирпицу». Мгновения тянутся мучительно долго. Одна, две минуты… И вот два оглушительных взрыва. Всеобщий вздох облегчения». 

Уйдя от атак кораблей сопровождения, К-21 благополучно вернулся на базу. 

Под другим, писательским соусом история вышла из-под пера Валентина Пикуля в известном «Реквиеме каравану РQ-17». Свой взгляд на значимое событие всей Второй мировой войны был у киношников. Все резонно. 

Шарахнем,  штурман!

Корреспондент «Р» предлагает дополнения к этому историческому факту, записанные со слов племянницы Михаила Александровича Таисии Савельевой, которая живет и здравствует в Старых Дорогах и преподает музыку местным ребятишкам. Моя собеседница десятки раз встречалась с  легендарным для многих человеком, а для нее просто добрым, веселым родственником. Бывала она и в гостях у Леошко в Риге, где и сегодня проживают его супруга Наталья Тихоновна, их дочь, внучки и правнучки… 

— Дядя любил приезжать на малую родину, побродить по грибным стародорожским лесам, — рассказывает обаятельная стародорожанка. — Он знал много веселых историй, анекдотов, верховодил за праздничным столом. О морских боях говорил редко, хотя я знаю, что непосредственно с его участием потоплено 17 вражеских кораблей. Как-то заговорил и об атаке века. Смеялся, вспоминая, что когда командир Лунин все-таки вы-смотрел в оптику очертания вражеского линкора, то чисто по-русски, в шутку и всерьез, обратился по связи: «Ну что, штурман, шарахнем фрица!» 

Вспоминал также, что после того всемирно известного попадания их по каким-то неизвестным причинам даже под суд могли отдать. Дядя недоумевал, как некоторые штабисты долгое время донимали тогда еще не Героя Советского Союза Лунина: кто дал право, то бишь приказ? Чуть ли ни сам Сталин тогда защитил экипаж счастливой «катюши». Добавлю также, что из 4 выпущенных торпед еще одна поразила эскадренный эсминец… 

Пошел  на  женские  булавки

Моряцкое выражение о списанных судах — «пошло на иголки» — вполне соотносится с дальнейшей печальной участью «Тирпица». «Два взрыва для такого большого корабля далеко не смертельны. Но русская атака оказала отрезвляющее действие на всю немецкую эскадру. Фашисты отказались от дальнейшего намерения следовать на перехват союзного конвоя и повернули в норвежские фиорды» — примерно таково было заключение военных журналистов многих стран. Так или иначе, но немецкий линкор, действуя в 1942—1943 годах на морских коммуникациях в СССР в Норвежском и Баренцевом морях, в крупных операциях не отметился. Зверь, как говорится, зализывал раны. Его поставили на мелководье, намыв горы песка, чтобы не перевернулся. Осенью же 1944 года, по данным историков флота, английские самолеты окончательно «достали» линкор «Тирпиц», просто разбомбив. Гордость флота Третьего рейха показала свой киль небу, похоронив под своим бронированным пеналом-саркофагом 1200 членов команды… 

Говорят, что стальной корпус морского чудовища и впрямь пошел на изготовление дамских булавок и шпилек. 

Крепкие  стародорожские  корни

Вместе с Таисией Станиславовной рассматриваем в музее личные вещи прославленного подводника: китель капитана 1-го ранга, ручные часы, некоторые награды, фуражку офицера со звездочкой и морским крабом. 

— Михаил Александрович повторял, что на все операции обязательно в головном уборе выходил, — продолжает племянница. — Повторял, что это его талисман. Действительно, этот оберег помог ему в страшных морских волнах. Его младший брат погиб в партизанах, старший прошел Курскую дугу без единой царапины, но после страшнейшей контузии на войне всю жизнь прожил инвалидом 1-й группы. У моей мамы и ее сестры другая послевоенная судьба. 

Дядя же был мужик башковитый, до войны поступил сразу в три института, но потом по путевке комсомола в 1940 году на «хорошо» и «отлично» окончил Высшее военно-морское училище имени Фрунзе… 

Читаем строчки из его одного интервью: «Сказать, что морем я заболел с юности, не могу. Тем более что родился в1915 году в Минской области в небольшом сухопутном городишке. После окончания семилетки поступил на Минский рабфак, а затем в Московский железнодорожный институт. Стал штурманом после окончания училища им. Фрунзе. И, знаете, мои товарищи стремились попасть на Балтийский флот или на Черноморский, а мне нравился Север. И как только я заикнулся об этом, меня сразу отправили туда служить. Причем мог попасть и на надводные корабли, но хотелось служить на подводной лодке. И мое желание сбылось – в Полярном, где мы базировались, я был назначен на Щ-402 (знаменитая «щука». – Авт.)…» 

…Похоронили стародорожского морского волка в феврале 2003 года на рижском Гарнизонном кладбище. Ставшее родным Балтийское море совсем рядом. На черной гранитной плите памятника выбито: «Леошко Михаил Александрович. 1915—2003». Никаких титулов, эпитафий, нет и портрета. Виден только маленький скромный силуэт ставшей легендой подлодки К-21. 

Мне же подумалось, что у этой истории должно быть и своего рода продолжение – в добротном памятнике на Стародорожчине, давшей всем нам такую личность. С высеченными на нем всеми званиями и регалиями. 

Справка. «Тирпиц» — один из наиболее мощных линкоров Германии. Стал в строй в 1941 году. Водоизмещение – 52 600 тонн, скорость до
30 узлов (55,5 км в час). Вооружение: восемь 381-миллиметровых, двенадцать 150-миллиметровых, шестнадцать 105-миллиметровых, шестнадцать 37-миллиметровых орудий. Плюс двенадцать 20-миллиметровых автоматов, 2 трехтрубных торпедных аппарата, 4 гидросамолета. Экипаж — 1600 человек. 

Справка. Серия крейсерских подлодок К была разработана перед Великой Отечественной гл. конструктором М. Рудницким. До войны построено 6 субмарин из 12 заложенных, еще одна спущена на воду осенью 1941-го. Надводное водоизмещение — 1500 тонн. Максимальная надводная скорость — 22,5 узла, подводная — 10,3 узла. Дальность плавания — 16,5 тыс. миль. Вооружение: 10 торпедных аппаратов на 24 торпеды, 2 артиллерийских орудия калибра 100 и 45 мм. Могла также принять на борт 20 мин заграждения. К-21 спущена на воду в августе 1939 года. Экипаж насчитывал до 70 человек. В годы Великой Отечественной легендой подводного флота командовал Герой Советского Союза Николай Лунин. Совершила 12 боевых выходов. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter