– Результаты социологического исследования Научно-образовательного центра СмолГУ для вас оказались неожиданными?
– Конечно, какие-то свои представления о российской и белорусской молодежи у меня и сотрудников центра были, но при работе с опросником мы от них старались абстрагироваться. Цель исследования – выяснить, что сегодня объединяет народы наших стран. Это важно понять, чтобы грамотно выстроить политические и интеграционные процессы.
– Похоже, что лучше получилось выделить различия.
– Это тоже результат. Мне очень нравится фраза Петра Чаадаева: «Я не привык любить Россию с закрытыми глазами». Данные, которые были получены в ходе исследования, показывают, что не все гладко на ценностном уровне. Но закрывать глаза на эту информацию или как-то хитро ее интерпретировать, чтобы получить удобный результат, мы не вправе.
– Будете продолжать тему?
– Не просто будем, а должны. Это первый этап социологического проекта, уже идет работа над новым опросником. Более углубленное исследование позволит лучше понять результаты, которые мы видим сейчас.
– Из центра Смоленска до белорусской границы можно добраться за час. Пользуются этим студенты из Витебска и Могилева?
– В Смоленском госуниверситете учится около двухсот ребят из Беларуси, и в основном – заочники. В целом по области года три назад их было значительно больше. Большинство выбирало филиалы, в Вязьме было больше белорусских студентов, чем в Смоленске. На очной форме обучения много белорусов было только в одном вузе Смоленщины – Академии физической культуры, спорта и туризма. Но туда поступают прицельно. За последние пять лет она сильно обновилась, по всей стране нет такой материальной базы для подготовки профессиональных спортсменов.
– Почему число белорусских студентов пошло на спад?
– Филиалы закрывают, ужесточают требования. Малой кровью корочки уже не получишь, а образование и в Беларуси дают приличное.
Ситуация в принципе не располагает к тому, чтобы куда-то ехать учиться. Количество выпускников школ несколько лет назад резко упало и в России, и в Беларуси – последствия демографической ямы 1990-х. Бюджетных мест хватает в белорусских вузах.
– Часть абитуриентов отправилась за границу.
– Сейчас можно отправиться в Польшу, получать там диплом, который признают во всех странах Евросоюза. Но, с другой стороны, в московских вузах студентов из Беларуси тоже немало. Раз уж решился уехать из дома, лишние четыре часа пути до Москвы погоды не сделают.
– Мы говорим о равных возможностях ребят из Беларуси и России. Да, белорусские абитуриенты могут претендовать на бюджетные места в российских вузах на тех же самых основаниях, что и выпускники местных школ. И, наоборот, – россияне в белорусских.
Препятствие номер один – ЦТ и ЕГЭ. Без сданного экзамена документы в вуз не подашь. Получается, готовиться нужно к двум экзаменам, у каждого из которых своя специфика. Все-таки языки разные, акценты в истории расставлены по-другому.
Так, может, мы уже договоримся и признаем результаты экзаменов друг друга? Есть и другой путь – разработать единые задания, чтобы в Бресте и Владивостоке вопросы на экзаменах были одинаковые.
– Вы сказали, препятствие номер один. Есть и другие?
– Масса мелких недоработок. Например, уже лет двенадцать проводится олимпиада школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и культурная общность». Так почему бы не засчитывать ее результаты в качестве вступительных испытаний в вузы? В Беларуси к этому пришли – победители олимпиады поступают вне конкурса. И я как ректор этих ребят взял бы к себе без разговоров. Из Могилева приезжают дети, которые российскую историю знают лучше, чем москвичи или смоляне.
По данным социологических исследований НОЦ «Россия и Беларусь: история и культура в прошлом и настоящем». В опросе приняли участие около двух тысяч студентов, в Беларуси опросили молодежь из Минска и областных центров, в России – Брянска и Смоленска.
Дмитрий КОЗУРОВ