Ректор главнее, чем директор

В ректорском корпусе нынче царит оживление.
В ректорском корпусе нынче царит оживление. Причиной тому - недавние президентские указы, изрядно расширившие властные полномочия вузовского руководства. Некоторыми из них оно уже воспользовалось.

Только "просохли чернила" на указе о создании Республиканского совета ректоров, в Белгосуниверситете состоялось первое его заседание. Собственно, такой коллегиальный орган существовал и прежде, но - без официальных полномочий, на общественных, так сказать, началах. Теперь же у него появилась реальная возможность влиять на процессы, происходящие в высшей школе. Чего лукавить, процессы эти достаточно болезненные, а потому ситуация в сфере высшего образования и науки сегодня требует особого внимания. Создание Республиканского совета ректоров стало насущной необходимостью. Как заметил присутствовавший на первом заседании совета заместитель Премьер-министра Михаил Демчук, это принципиально новая организация, имеющая максимально высокий статус и гораздо больше прав, нежели раньше.

Прав действительно предоставлено немало. Совет получил возможность участвовать в рассмотрении кандидатур на должности руководителей высших учебных заведений. Его мнение будет иметь вес при обсуждении денежных вопросов - распределении между учебными заведениями стипендий, грантов, надбавок Президента и Совета Министров. Что немаловажно - отныне ректоры смогут самостоятельно разрабатывать и вносить на рассмотрение республиканскими органами управления предложения по социальной защите работников высшей школы.

Чего, в свою очередь, ждет от Совета ректоров государство? Прежде всего - предложений по совершенствованию подготовки специалистов, объективного анализа экспертизы проектов нормативно-правовых актов, в том числе образовательных стандартов, заключаемых республикой международных договоров, регулирующих деятельность высшей школы и науки. От ректорского мнения во многом будет зависеть государственная политика в сфере высшего образования. Никогда еще совет не имел возможности выходить с инициативами на самый высокий государственный уровень и соответственно достаточно серьезных гарантий, что эти инициативы априори не окажутся "под сукном".

Надо полагать, инициативы будут взвешенными во всех отношениях, ведь в состав Республиканского совета вошли не только руководители государственных высших учебных заведений, но и ректоры учреждений последипломного образования, представители государственных высших колледжей, вузов частной формы собственности. Создано 8 рабочих комиссий. А единогласно избранный председателем ректор БГУ Александр Козулин торжественно пообещал, что совет не будет келейным. Это тем более важно, чем острее вопрос, предложенный для его обсуждения. Убедительным тому доказательством можно считать горячую (и, предполагаю, незапланированную) дискуссию, случившуюся на первом же заседании.

Ее предметом стал задуманный в Белгосуниверситете эксперимент. Здесь предполагают уже нынешним летом набрать первокурсников, которые будут заниматься по новым учебным планам. Суть такова: грызешь гранит науки 4 года - получаешь диплом бакалавра с правом работы; 5 лет - и ты специалист; а еще год отучишься - ты магистр и милости просим в аспирантуру. Необходимость эксперимента руководство университета обосновало тем, что в недалеком будущем высшей школе так или иначе придется переходить на массовое 4-летнее обучение, кроме того, необходимо наконец определиться со статусом бакалавров и магистров, что возможно в ходе апробации новой системы высшего образования. В чем проблема? Во-первых, по мнению новаторов, эксперимент однозначно "не пойдет", если не будут решены вопросы с последующим трудоустройством ребят, за 4 года получивших высшее образование; с дополнительным финансированием учебы магистров и перспективами их научной деятельности. Министерство образования против эксперимента ничего не имеет, но категорически против того, чтобы по его завершении университетский опыт был в обязательном порядке распространен на все вузы страны. Для заведений, где готовят аграриев, этот вариант подходит, а вот медиков однозначно не устраивает. К чести вновь избранного совета, он сумел, несмотря на полемический пыл, прийти к консенсусу. "Добро" на новации БГУ получил. А вот воспользоваться ли их результатами или отдать предпочтение варианту, который предложит Министерство образования, каждый вуз вправе решать самостоятельно.

Между тем на подходе еще один, не менее острый вопрос: лицензирование негосударственных вузов. Позиция главы совета такова: основанием для получения лицензии должно быть наличие соответствующей материально-технической базы, квалифицированных профессорско-преподавательских кадров и т.п.

Ректорам есть что обсудить в расширенном составе. От продуманности их решений во многом зависит судьба высшей школы и образования в целом. Ну а авторитета нашим ректорам не занимать.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter