Вступительная кампания 2023 года учтет интересы абитуриентов, вузы получат более мотивированных студентов

Ректор БГАТУ Николай Романюк: интересы абитуриентов в приоритете

Во Дворце Независимости на днях прошло совещание по вопросам совершенствования вступительной кампании в вузы. По его итогам Президент в целом поддержал новации, но поручил еще раз взвесить все за и против, обдуманно подойти к предложениям и оформить все в нормативный правовой акт. Причем это должен быть простой, понятный, написанный доступным языком документ.

Известно, что ЦТ — проверенная временем технология — остается. Но благодаря новациям старшеклассники к выбору будущей профессии будут подходить более осознанно. Для того чтобы прислушаться к себе и определиться, кем стать, время еще есть. Будущим абитуриентам важно теперь только правильно им распорядиться. Какими будут новые правила приема в вузы и благодаря чему удастся снизить нагрузку на школьников и повысить их мотивацию — в беседе с ректором Белорусского государственного аграрного технического университета Николаем РОМАНЮКОМ.


Александр Лукашенко:

«Правила приема в вузы должны обеспечить справедливое отношение и создать равные возможности для получения образования в высших учебных заведениях для всех поступающих».

На совещании по вопросам совершенствования вступительной кампании 3 декабря 2022 года

— Николай Николаевич, на совещании подчеркивалось, что изменения готовили, что называется, всей страной, с привлечением родителей, самих учащихся. Почему важно было в обсуждение вовлечь широкий круг заинтересованных, найти поддержку на всех уровнях?

— Важно было проанализировать все особенности, плюсы, минусы каждого нововведения. К примеру, со всей ответственностью в обсуждение включились родители, чьи дети вот-вот станут выпускниками, и предлагали решения, которые упростят поступление. Изменить уже существующие правила нужно было в том числе и потому, что ребята были чрезмерно загружены: сдавали внутренние экзамены в школе или гимназии, а при поступ­лении в вузы — централизованное тестирование, в том числе и на сельскохозяйственные специальности по выбору абитуриента (по двум профильным предметам в виде ЦТ или внутреннего экзамена). Новый подход позволит снизить нагрузку.

Ректор Белорусского государственного аграрного технического университета Николай РОМАНЮК.

— Одно из важных требований, выдвинутых Президентом при подготовке правил поступления в вузы, касалось обеспечения социальной справедливости по отношению к выпускникам. Как считаете, новая система даст возможность тем, кто заслуживает, беспрепятственно и справедливо поступить в вуз?

— Вспоминается, как была организована вступительная кампания в советское время. По статистике тогда только около 18 процентов выпускников претендовали на поступление в вузы. Теперь же высшее образование доступно гораздо большему числу абитуриентов. В том числе благодаря участию в олимпиадах, обучению в Национальном детском технопарке, успехам в научно-исследовательской деятельности. Все эти ребята имеют льготы, равно как и воспитанники профильных классов, в том числе аграрной направленности. Словом, возможностей предоставлено немало. Главное — больше стараться на уроках, не бояться себя проявить.

— Зачисление в университеты будет проводиться по результатам двух ЦЭ, одного дополнительного экзамена в виде ЦТ и среднего балла аттестата. Как было отмечено, это позволит «прекратить беготню между вузами». Какими будут другие новации и как такой подход скажется на выборе абитуриентами будущей профессии?

— Во всех региональных вузах в марте пройдут олимпиады респуб­ликанского уровня. Школьники, которые завоюют дипломы I, II, III степеней, будут зачисляться в вузы без вступительных испытаний.

Еще один важный момент: 14—21 мая пройдут централизованные экзамены. Это значит, что выпускных экзаменов в привычном нам формате не будет. Суть ЦЭ чем-то напоминает порядок сдачи централизованного тестирования. Один из ЦЭ обязательно будет по русскому или белорусскому языку. Второй — на выбор. Это значит, что в вузах есть вступительные экзамены по профильным предметам. Если абитуриент претендует на инженерную специальность, то, вероятнее всего, вторым ЦЭ он выберет физику или математику. Затем выпускникам предстоит сдать централизованное тестирование. Не по четырем, как ранее, а только по одному предмету (так называемому второму профильному).

Гораздо раньше, чем теперь (с 3 по 8 июня), будет проводиться набор абитуриентов, которые поступают по целевым договорам. Выпускники будут проходить внутренние вступительные испытания по одному из профильных предметов. К примеру, если второй ЦЭ держал по математике, то внутренний, как правило, по физике.

То есть некоторые ребята смогут стать студентами уже в апреле — по результатам республиканских олимпиад. Или после сдачи внутреннего экзамена — в июне. В таком случае на ЦТ уже не надо идти.

Во всех остальных случаях в приемную комиссию абитуриент приносит аттестат, два сертификата ЦЭ, сертификат ЦТ.

Все это и позволит «прекратить беготню между вузами». Школьники станут более осознанно подходить к выбору будущей профессии, вуза, а значит, и к перечню профильных предметов. А вот насколько осознанным будет этот выбор, зависит в том числе от профориентационной работы, которую проводят вузы.

Студенты БГАТУ Михаил Жолох и Павел Губар на практических занятиях.

— Тот же подход и для поступающих на сельскохозяйственные специальности?

— Никаких изменений при поступ­лении на сельхозспециальности нет. Абитуриенты, идущие по целевому направлению, подавать их будут с 3 по 8 июня. Этим детям не надо держать вступительные испытания, их сразу зачислят. Вакантные места, если останутся, будут переведены в основной набор на бюджет. На специальности сельскохозяйственного профиля выпускники будут проходить внутренние вступительные испытания.

— Среди предложений по усовершенствованию правил приема в вузы — включение в перечень документов для поступ­ления характеристики из школы, колледжа, с места работы. Для чего она нужна и как повлияет на подготовку к поступлению абитуриента, на принятие решения в вузе?

— Дополнить перечень документов характеристикой — правильное решение. В нашем вузе давно введена практика запрашивать сведения о студентах из школы, колледжа или с места работы. Такой подход позволяет более точно выстраивать работу, взаимоотношения с каждым новоприбывшим, работать на упреждение. Важно знать об увлечениях, настроениях, социальной роли на прежнем месте учебы или работы каждого вновь поступившего в вуз. Так или иначе, перспектива заиметь пятно в характеристике убережет мальчишек и девчонок от необдуманных поступков.


— Заявлялось, что введение ЦЭ даст возможность получить объективный срез реальных знаний выпускника: он будет оцениваться по среднему баллу аттестата. Станет ли это стимулом для повышения качества образования в школах?

— Не исключено. В любом случае новации вступительной кампании помогут оценить уровень знаний, которые выпускник получил в школе, гимназии. Сделать это можно, сравнив оценку, полученную на ЦЭ, с годовой по этому же предмету. В любом случае о слаженности всех нововведений можно будет судить позже, когда система пройдет апробацию. Но для меня, как для практика, это одно из оптимальных решений: в приоритете остались интересы абитуриентов, а вузы будут получать более мотивированных студентов.

Все новации на пользу

Нонна Силюк, учитель белорусского языка и литературы Юратишковской средней школы Ивьевского района Гродненской области:

— Вчера первый урок вела у одиннадцатиклассников. Захожу в класс — и вижу в глазах ребят неподдельный интерес. Практически все следили по телевизору за совещанием у Президента, в работе которого я имела честь участвовать. Я только успела спросить: «Какие у вас есть вопросы?», как ребята чуть ли не хором стали просить объяснить все новации простым языком. С каждой минутой этого общения, с каждым новым вопросом я чувствовала, как спадает их напряжение, которое копилось весь учебный год. Я развеяла их надуманные страхи, пояснила, что их ждет, что собой будет представлять централизованный экзамен и почему не стоит его бояться. Рассказала о том, что есть и дополнительный шанс получить студенческий билет, участвуя в вузовских олимпиадах. Подробно остановилась на выгодности целевого направления, которому сейчас в образовании отдают прерогативу. И сейчас крайне важно — все доступно донести и абитуриентам, и родителям, чтобы кампания прошла в обычном спокойном режиме. А поводов для волнения нет — все новации только на пользу детям. 

Светлана Бронская, директор Бычихинской средней школы имени И. Н. Антонова Городокского района:

— И педагогов, и родителей, и детей волнует, как будут проходить экзамены в школе и в период вступительной кампании. Общественные обсуждения по этому поводу проходили по всей стране, в том числе и в нашей школе. Конечно, мы понимаем, что новации заставят выйти педагогов и учеников из зоны комфорта. С другой стороны, их следует воспринимать как точку роста, которая стимулирует на повышение качества образования. Теперь задача педагогического сообщества — постараться развеять тревоги родителей и абитуриентов. Структура экзаменов меняется, но главная цель остается прежней: нам — учить, а детям — учиться.

Сергей Оберган, учитель химии средней школы №1 Ляховичей:

— Один из примеров, когда голос народа был услышан: решено вместо второго обязательного экзамена по математике, как это планировалось ранее, дать учащемуся выбрать, какой школьный предмет он будет сдавать в дополнение к языку. Я такой подход полностью разделяю. Согласитесь, выпускнику-гуманитарию необязательно сдавать экзамен по математике, которая не будет иметь отношения к его будущей специальности. Гораздо разумнее — сдавать второй экзамен по предмету, который необходим ему при поступлении. Так мы сразу нацеливаем абитуриента более осознанно выбирать специальность, а не бегать потом с сертификатами по вузам и подавать документы туда, где он проходит по баллам.

veselukha@sb.by






Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter