Ректор БГАТУ Иван Шило: «Никакие роботы не заменят на селе инженера…»

Его выпускники ежедневно обеспечивают надежную работу техники практически в каждой сельхозорганизации. В 2012 году вуз стал лауреатом премии Правительства РБ в области качества. Недавно его возглавил профессор, доктор технических наук, лауреат Государственной премии Республики Беларусь Иван ШИЛО. Корреспондент «БН» встретился с ним и попросил рассказать накануне очередного приема в вуз об учебном заведении, перспективах развития, жизни студентов и путях-дорогах к высшему аграрному техническому образованию.

Белорусский государственный аграрный технический университет (до переименования БИМСХ) — первое в стране и по величине, и по значимости для аграрной отрасли высшее сельскохозяйственное учебное заведение технической направленности.

Его выпускники ежедневно обеспечивают надежную работу техники практически в каждой сельхозорганизации. В 2012 году вуз стал лауреатом премии Правительства РБ в области качества. Недавно его возглавил профессор, доктор технических наук, лауреат Государственной премии Республики Беларусь Иван ШИЛО. Корреспондент «БН» встретился с ним и попросил рассказать накануне очередного приема в вуз об учебном заведении, перспективах развития, жизни студентов и путях-дорогах к высшему аграрному техническому образованию.

— Иван Николаевич, вначале разрешите поздравить вас с назначением на столь высокую должность. Оно прошло как само собой разумеющееся. Или мне так показалось?

— Спасибо за поздравление. С вузом я связан более десяти лет. Последняя моя должность здесь — первый проректор.

Мой предшественник Николай Владимирович Казаровец перешел на постоянную работу в Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь. Так образовалась вакансия, которую мне пришлось волею судьбы занять.

— Пожалуйста, несколько слов о себе. Откуда будете? Чей сын? Как складывалась ваша жизнь?

— Родом из Столинского района. Родился и вырос в крестьянской семье. В школе любил математику и физику. Поэтому после ее окончания поступил на механико-математический факультет БГУ имени Ленина. Получив диплом, был распределен в ЦНИИМЭСХ Нечерноземной зоны СССР (ныне НПЦ Национальной академии наук Беларуси по механизации сельского хозяйства.) Работал младшим, старшим научным сотрудником, заведующим лабораторией. Здесь защитил кандидатскую и докторскую диссертации по специальности «Эксплуатация, восстановление и ремонт сельскохозяйственной техники», занимался внедрением технических средств в сельское хозяйство, в том числе систем машин для растениеводства и животноводства. Затем работал заместителем директора по научной работе Республиканского унитарного предприятия «Белорусский НИИ механизации сельского хозяйства» (ранее ЦНИИМЭСХ Н/з СССР).

В 2001 году назначен заместителем президента Академии аграрных наук Республики Беларусь. После ее реорганизации пришел первым проректором в БГАТУ.

— С каким научным багажом?

— Имею около 400 научных работ, 82 патента на изобретения, автор 25 книг, учебных пособий и монографий.

— За что удостоились Государственной премии?

— Отмечен в числе группы специалистов, разрабатывавших и освоивших выпуск зерноуборочной техники на заводе «Гомсельмаш».

— Вы вырабатывали концепцию развития механизации и автоматизации сельхозпроизводства Республики Беларусь, программы создания и освоения сельскохозяйственной техники. Что стало приоритетным в вашей работе после прихода в БГАТУ?

— Под моим руководством разработаны образовательные стандарты и типовые учебные планы нового поколения по 10 специальностям, внедрена модульно-рейтинговая технология обучения студентов, создана и успешно функционирует учебно-научно-производственная ассоциация «Агроинженер», способствующая интеграции среднего специального и высшего аграрно-технического образования.

— Иван Николаевич, ни для кого не секрет, что снижение рождаемости в 90-е годы прошлого века привело к сегодняшнему снижению количества абитуриентов. Уже есть конкуренция между сельхозвузами, в частности. Как вы ее выдерживаете?

— В прошлом году у нас конкурс на одно место составил 1,9 человека. И обозначенная проблема стоит не так остро, как у других.

— Что позволяет контролировать ситуацию?

— В университете уделяется серьезное внимание профориентации. Факультетом довузовской подготовки различными формами обучения ежегодно охватывается около 1,5 тысячи абитуриентов.

За каждым районом республики закреплена кафедра. Преподаватели вуза участвуют в слетах, организовывают встречи с выпускниками, посещения ими университета. Поэтому ребята до поступления к нам имеют полное представление о том, что их ожидает. Таким образом, аграрное образование получают осознанно.

— БГАТУ — учреждение технического профиля. Уровень подготовки специалистов напрямую зависит от его материальной базы. Между тем сегодня в сельскохозяйственном производстве республики используется различных машин и оборудования около 450 наименований. Приобрести все невозможно. И потом, научно-технический прогресс не стоит на месте. Каким образом знания о них сделать доступными для студентов?

— Основные машины, определяющие технический прогресс в отрасли, мы с помощью Министерства сельского хозяйства и продовольствия приобрели. За последние четыре года на это израсходовано около шести миллиардов рублей, в том числе 1,3 миллиарда собственных средств. Конструкции и особенности эксплуатации остальных машин изучаем, используя материально-техническую базу филиалов кафедр на производстве. Таких филиалов у нас 42. Это позволяет нам содержательно увязывать агроинженерное образование с современным уровнем технического оснащения сельскохозяйственного производства.

— Но перед вами стоит задача придания образованию инновационного характера. А это возможно, я так понимаю, на качественно усовершенствованной учебно-материальной базе, опережающей по техническому уровню материально-производственную базу сельхозпредприятий. И что делать?

— Проблему можно решить двумя путями. Первый — создать при инновационных объектах научно-практических центров Национальной академии наук кафедры высших учебных заведений. И мы к этому уже приступили. Это позволит на основе современных достижений науки и производства организовать, в первую очередь, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава и, частично, дать студентам новейшие научные и производственные знания.

Второй путь — безвозмездная передача отечественными предприятиями сельскохозяйственного машиностроения учреждениям образования для использования в учебном процессе опытных образцов новой техники, которые успешно прошли приемочные испытания. А также оснащение учебных заведений, осуществляющих подготовку агроинженерных кадров, образцами импортной техники, поставляемой в Республику Беларусь. Для укрепления учебно-лабораторной базы кафедр нам необходимы отдельные узлы и агрегаты современной сельскохозяйственной техники.

— Я согласен, что без этого невозможно подготовить высокограмотного инженера. И даже инженерно-технического работника среднего звена в колледже, если его обучать на образцах МТЗ-82…

— Так вот, понимание мы находим на всех уровнях. Но далеко не все наши предприятия идут на безвозмездную передачу своей продукции нам. А ведь в настоящее время около 80 процентов всей системы машин — это разработки отечественной науки, и изготавливаются они на предприятиях республики.

Более того, львиная доля сельскохозяйственной техники разрабатывается в рамках Государственных научно-технических программ.

На этом фоне передача нам своей техники иностранными производителями выглядит более чем профессиональным ходом. В университете уже есть машины и оборудование немецких фирм, в частности «Клааса», «Вестфалии», «Биг-Дайчман», голландских и датских производителей.

— Такая «благотворительность» с их стороны чем-то мотивирована?

— Безусловно. В связи с массовым строительством новых животноводческих комплексов и реконструкцией старых молочно-товарных ферм они в нашей республике становятся поставщиками оборудования.

Необходимо учесть и то обстоятельство, что у нас обучаются иностранные граждане, которые по возвращении на родину будут обслуживать системы и агрегаты, произведенные этими мировыми лидерами.

— Сколько их у вас сегодня и каковы виды на будущее?

— Сегодня у нас обучаются 160 иностранцев из стран СНГ, Азии, Африки. Спрос на образование есть и, я думаю, в ближайшие год-два это число возрастет вдвое.

— Пополнить багаж знаний техники можно и за счет сокращения сроков обучения и удлинения периода производственной практики…

— Мы к этому готовимся, и готовимся весьма серьезно.

— Подготовкой инженерно-технических кадров для села занимаются и аграрные колледжи. Их лучшие выпускники наверняка являются вашими потенциальными абитуриентами…

— При университете создана ассоциация «Агроинженер», в которую входят 10 аграрных колледжей. Мы их обеспечиваем литературой, оказываем необходимую учебно-методическую помощь. Преподавательский состав проходит переподготовку в нашем институте повышения квалификации.

Ежегодно по системе непрерывного профессионального обучения до 30 процентов выпускников колледжей становятся студентами второго курса университета.

— В вашем аграрном вузе преподают 56 докторов и 274 кандидата наук, 5 академиков и членов-корреспондентов НАН Беларуси. Они обладают солидным научным капиталом. Насколько он задействован на практике в сельхозорганизациях и на перерабатывающих предприятиях и по каким направлениям?

— Сфера применения наших научных разработок весьма широка. В частности, ученые вуза занимаются упрочнением сменных деталей рабочих органов машин и почвообрабатывающих агрегатов, разрабатывают новые виды детского питания, проводят большую работу по энергосбережению и энергоаудиту, проектируют овоще- и картофелехранилища.

— Иван Николаевич, несомненно, вы даете своим выпускникам серьезную профессиональную подготовку. Для абитуриентов важно знать, в каких условиях они ее будут получать… Имеются в виду условия быта, питания, проведение досуга.

— На территории университетского городка 7 студенческих общежитий, в которых проживают 2893 студента дневного отделения. Обеспеченность нуждающихся в жилье составляет около 70 процентов. В общежития поселяем всех студентов первого курса. В их распоряжении столовая на 500 посадочных мест и четыре буфета на 140 посадочных мест.

В учебных корпусах организована продажа кондитерских изделий, установлены аппараты для реализации горячих напитков. Есть прекрасная библиотека, обеспечен выход в Интернет.

Более половины студентов занимаются в кружках и спортивных секциях. К их услугам стадион, современные спортивные залы. Строится культурно-развлекательный центр.

— Все это стоит денег. Отсюда вопрос оплаты обучения…

— Сегодня у нас обучаются около 15 тысяч студентов и слушателей Института повышения квалификации. 60 процентов студентов дневной формы и 10 процентов заочной обучаются на бесплатной основе.

— О студентах позаботились. С помощью чего восстанавливаете силы? Не все же время отдавать учебному заведению и науке…

— Люблю играть в шахматы, собирать грибы…

— На Полесье бываете часто?

— Раза два в год.

— С ученым человеком жить сложно. Насколько счастливы в семейном плане?

— Моя супруга Тамара Ивановна училась со мной в БГУ в одной группе. Так что понимаем друг друга с полуслова. Сыновья окончили вузы и сейчас заняты серьезными делами.

— Иван Николаевич, многие студенты, даже первокурсники, приезжают на учебу на своих авто. Во сколько лет машину купил сегодняшний ректор?

— То, что имеют личный транспорт, хорошо. Они, как правило, заработали на него. Вот у нас трое студентов стали победителями «Дажынак» и награждены автомобилями. Ну а я обзавелся им после получения Госпремии.

— Спасибо за интервью. Насыщенной, интересной жизни коллективу вашего вуза, его студентам. Сельское хозяйство ждет ваших высококвалифицированных, всесторонне образованных специалистов.

Подготовил Петр КАВУНОВ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter