Рекорды гомельского «Промбурвода»

КАК-ТО через Припять прокладывали новую ветку нефтепровода «Дружба». При этом использовался так называемый прокол горизонтальным бурением. Работа непростая, требующая соответствующих навыков. В финансовом плане это был довольно лакомый кусочек. Поэтому дело за подрядчиком не стало.

За время своего существования предприятие пробурило около 11 тысяч скважин

КАК-ТО через Припять прокладывали новую ветку нефтепровода «Дружба». При этом использовался так называемый прокол горизонтальным бурением. Работа непростая, требующая соответствующих навыков. В финансовом плане это был довольно лакомый кусочек. Поэтому дело за подрядчиком не стало.

Казалось, все было продумано до мелочей как проектировщиками, так и исполнителями. Но во время работ, как иногда бывает, произошла непредвиденная ситуация. В результате — авария. Фирма-подрядчик начала обвинять проектировщиков, мол, геологические требования не соответствуют действительности, а те в свою очередь доказывали, что это не так. Нужен был серьезный арбитр. Пока шло выяснение отношений, «Гомельпромбурводу» была поставлена задача установить причины аварии, а при возможности — и устранить ее последствия. Выбора не оставалось, даже несмотря на то, что объект был нестандартным.

—За помощью мы обратились в несколько речных пароходств, — рассказывает руководитель «Гомельпромбурвода» Виктор Шикин. — Нужно было найти специальную баржу. Выручили могилевчане. Они сделали в ней отверстие,  мы установили на ней специальное оборудование и примерно за две недели выполнили все работы по инженерной геологии. Как оказалось, виноват был подрядчик, которому и пришлось устранять свой брак.

Такие нестандартные ситуации бывают довольно редко. Но на предприятии не припомнят, чтобы хоть раз не справились с поставленной задачей. Здесь освоили все виды бурения скважин, изготовление фильтров, что гарантирует высокое качество работ, своевременное их выполнение при минимальных затратах. Поэтому довольно часто при проведении тендеров предпочтение отдается гомельским буровикам. Не случайно их можно встретить и в зоне действия конкурентов. Они работали в Старых Дорогах, на БелАЗе, в агрокомбинате «Дзержинский» Дзержинского района, на объекте нефтепровода «Дружба» в Кобринском районе и некоторых других. В Старых Дорогах, например, недавно пробурили скважину, потом прокладывали там водопровод. Гомельские буровики построили скважины водозаборов, обеспечивающих водоснабжение Гомеля, Речицы, Мозыря, Рогачева, Светлогорска, Калинковичей. Среди заказчиков выступали такие крупные предприятия и организации, как Управление делами Президента, РУП «Гомельтранснефть Дружба», «Беларусьнефть», Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию, облисполкомы и другие.

— Наша задача — установить насосную станцию, уложить трубы и подключиться к действующей системе. И потом — на новое место, — оторвавшись на пару минут от работы, рассказал монтажник строительных конструкций «Гомельпромбурвода» Денис Шишин, который вместе с коллегами работал в Старых Дорогах. — Живем в вагончиках, в бригаде три человека. Работаем вахтовым методом, по 10 дней. В нашем домике на колесах созданы необходимые бытовые условия для проживания и отдыха: есть телевизор, холодильник, плита. Зимой в нем не страшен никакой мороз.

Не раз бригады предприятия выезжали и в соседнюю Россию. Правда, пробиться туда непросто. Нашей лицензии для проведения работ там недостаточно, нужно обязательно вступить в так называемое партнерское братство и, как водится в таких случаях, внести вступительный взнос. Иначе никаких шансов. Поэтому когда три года назад встал вопрос о том, бурить у соседей скважины или нет, то прежде просчитали все составляющие такого сотрудничества. Сошлись на том, что овчинка стоит выделки. В результате пришлось раскошелиться на сто миллионов рублей. И, оказалось, не зря. Теперь «Гомельпромбурвод» наравне участвует в электронных аукционах с российскими компаниями и даже выходил в них победителем. Но с увеличением заказов в республике все больше приходится работать у себя. Вода нужна всем, однако не все, к сожалению, могут своевременно рассчитаться за бурение скважин и прокладку водопроводных сетей. Более чем из 38 миллиардов рублей выполненных работ за 8 месяцев не оплачено 13 миллиардов. Поэтому приобретение некоторого более производительного оборудования пришлось отложить на потом.

На счету предприятия примерно 11 тысяч пробуренных скважин. У каждой из них,  имеются база данных с 30-х годов прошлого века, свой паспорт, по которому можно судить обо всех характеристиках — возрасте, глубине, производительности и некоторых других. В том числе и у тех, что бурили предки. Как оказалось, самая старшая из них — на Добрушской бумажной фабрике. Ей уже более ста лет. Чем можно объяснить столь продолжительное время действия? По мнению специалистов, серебряным фильтром. Дорогое это удовольствие. Но не поскупились предшественники, знали, что делали. До сих пор скважина является высокодебитной. При этом ее долговечность зависит еще от химического состава воды, расположения водоносного горизонта.

В одном из санаториев столичной области за время эксплуатации дебит скважины сократился до двух кубических метров воды в час. Когда же сделали профилактику, то он увеличился в 75 раз. В таком случае возможностей ее достаточно для обеспечения водой районного центра. Это тоже своего рода рекорд. Но когда ее бурили, оборудование не позволяло обеспечить такой дебит.

Еще одна рекордная скважина, глубиной 343 метра, находится на территории Туровского молочного комбината. Когда ее пробурили, то вода сначала сама поступала на поверхность земли, то есть била как родник. Говоря языком бурильщиков, скважина оказалась самоизливной. Для подачи на первые этажи домов воды даже не требовалось включать насосы.

Наша республика гордится наличием больших запасов чистой подземной питьевой воды. Очень важно сберечь это национальное достояние, обеспечить высокое ее качество. Поэтому одновременно с проектом на бурение новой скважины предусматривается и тампонирование старой. Таково требование Минприроды и охраны окружающей среды. Незатампонированная скважина — это настоящая рана земли, через которую в водные слои могут попасть нечистоты. Процесс этот дорогостоящий и выполняется по специальной технологии. Стоимость пломбирования скважины глубиной 250—300 метров может доходить до 300 миллионов рублей, в зависимости от выполненного в свое время вида бурения. Не случайно на это деньги выделяет и государство.

 Анатолий ЦЫБУЛЬКО, "БН"

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter