Рекорд -это призвание

Знаете, какой язык самый распространенный в мире? Подумали - английский? Специалисты не согласятся. Английский лишь на втором месте, да и то для многих говорящих он - неродной. А самым распространенным и часто употребляемым в мире давно стал китайский. Не удивляйтесь - вспомните о том, что в Поднебесной живут 1,3 млрд. человек, и все станет понятно.
Знаете, какой язык самый распространенный в мире? Подумали - английский? Специалисты не согласятся. Английский лишь на втором месте, да и то для многих говорящих он - неродной. А самым распространенным и часто употребляемым в мире давно стал китайский. Не удивляйтесь - вспомните о том, что в Поднебесной живут 1,3 млрд. человек, и все станет понятно.

Стремление быть первым для Китая и китайцев - желание естественное, выработанное на протяжении тысячелетий. Вы же помните, кто изобрел бумагу, порох и компас, - значит, понимаете, о чем я. Пусть сейчас в области изобретательства дети Поднебесной несколько подотстали от остального мира, но вот в деле внедрения новых технологий и производства китайцы во многих вопросах - по-прежнему первые.

На протяжении последних 20 лет экономика Китая растет самыми быстрыми темпами в мире: 9 - 10% ежегодно. Сегодня это четвертая в мире торгующая нация, второй импортер нефти, третий рынок автомобилей. Китай производит стали в 20 раз больше, чем Европейский союз, и потребляет 40% производимого в мире цемента.

Китай - крупнейший игрок и на финансовых рынках. Страна получает самое большое в мире количество прямых иностранных инвестиций после США и имеет вторые в мире (после Японии) золотовалютные резервы.

А для чего эти самые резервы нужны? Китай, воодушевленный идеей собственного превосходства, тратит их на самые мощные в мире инженерные проекты.

Крупнейшее гидросооружение - электростанция "Три ущелья", которую возводят на реке Янцзы. Строительство началось 10 лет назад и завершится в 2009 году. Стоимость проекта - 180 млрд. юаней (21,7 млрд. долларов). Чтобы освободить площадь в 1.084 кв. км, необходимую для создания водного резервуара, пришлось отселить более миллиона человек. Такое количество вынужденных мигрантов в своей собственной стране, вызванное не войнами или стихийными бедствиями, беспрецедентно для мировой истории. Два крупных города, 11 округов, 116 поселков и 1.680 деревень будут затоплены.

О другом грандиозном проекте века - повороте рек с юга на север - наша газета уже писала. Напомню лишь, что этот проект призван "напоить" изнывающий от жажды север страны во главе с Пекином за счет отвода южных вод. После завершения строительства в 2050 году ежегодно почти 45 млрд. кубометров воды все из той же Янцзы будут поступать в северные части страны. Предварительная стоимость проекта - 486 млрд. юаней (58,7 млрд. долларов). Многие ученые и представители общественности бьют тревогу: хватит ли вод Янцзы на всех, не обмелеет ли великая река? Экологические последствия столь мощного вмешательства человека в естественный ход вещей никому не известны.

Но китайцы с завидным упорством продолжают экспериментировать с природой, объясняя это, как водится, стремлением улучшить жизнь людей. Еще один пример - строительство самой высокогорной в мире железной дороги на Тибетском плато. Общая протяженность дороги, которая возводится с 2001 года, 1.956 км - от Синина, столицы провинции Цинхай, до Лхасы, столицы Тибета. Стоимость проекта - 26,21 млрд. юаней (3,17 млрд. долларов). Самая высокая точка, через которую пройдет поезд, - 5.072 метра над уровнем моря, что на 255 метров выше, чем у нынешней рекордсменки - железной дороги в Перу. 960 км китайской дороги будут проходить на высоте более 4.000 метров, а 550 км - по вечной мерзлоте. Вспомнили про БАМ - Всесоюзную комсомольскую ударную стройку? Сравнение напрашивается, но все же аналогов Цинхай-Тибетской железной дороги в мире нет.

Кстати, строительство выявило некоторые удивительные побочные эффекты. Например, выяснилось, что физический труд на высокогорье весьма способствует похудению: мол, питаются люди нормально, даже усиленно, но благодаря физическому труду в соединении с разреженным воздухом теряют вес. Некоторые специалисты уже предложили создавать в Тибете специальные клиники для похудения.

Завершить строительство Цинхай-Тибетской железной дороги планируют в 2007 году - чтобы участники и гости Олимпиады-2008 в Пекине смогли отправиться в Тибет. Ждем.

Самый высокий небоскреб в мире - башни Петронас - находится в Малайзии. Понятно, Китай с этим мириться не намерен. Решено: шанхайский международный финансовый центр взметнется ввысь на 492 метра - на 40 метров выше малайзийских "близнецов". Первоначально японские инвесторы планировали возвести здание высотой "всего" 460 метров, но азиатский финансовый кризис 1997 года помешал выполнению этих планов, на пять лет строительство было заморожено. Как нынче уверены в Поднебесной - к лучшему: это дает возможность сейчас, при возобновлении строительства, спроектировать здание повыше, чем у соседей. Японцы готовы вложить в осуществление проекта около 100 млрд. иен (823 млн. долларов). Если, конечно, финансовые или какие иные кризисы снова не вмешаются.

У китайцев - тысячелетний роман с мостами: именно в Поднебесной впервые в мире начали строить арочные и подвесные мосты. Так что неудивительно, что тяга к рекордам в этой области по-прежнему высока. Причем в самом прямом смысле этого слова: в марте 2003 года над рекой Юаньцзянь построили самый высокий в мире мост - 123,5 метра над рекой, однако. Потратили 113,7 млн. юаней (13,7 млн. долларов), а теперь возят группы туристов - возвращают вложенные средства.

Самый длинный морской мост - через залив Ханчжоу - начали строить в прошлом году. Мост протяженностью 36 км соединит территории Бохайского залива, реки Янцзы и дельты Жемчужной реки - самые экономически развитые районы Китая. Предполагается, что после завершения строительства в 2008 году каждый день по мосту будет проезжать более 45 тысяч автомобилей. Проезд будет платным - таким образом частные инвесторы планируют вернуть затраченные средства. Впервые в истории Китая столь крупный проект наполовину финансируется частными предпринимателями, которые уже внесли более 11,8 млрд. юаней (1,43 млрд. долларов).

Параллельно с упомянутыми инженерными проектами Китай осуществляет планы пусть и не столь масштабные в инфраструктурном смысле, но не менее значимые для национальной идеи о первенстве. В пекинском округе Шуньи (кстати, именно в нем живет ваш корреспондент) строят самый большой в мире крытый каток площадью (ух!) 1,32 млн. кв. м и стоимостью 98 млн. долларов. Недавно возле Пекинского университета открыли самое большое в мире Интернет-кафе на 750 посадочных мест - переплюнули-таки предыдущего рекордсмена на нью-йоркской Таймс-сквер. Теперь намерены обогнать Лондон с его самым большим в мире (пока, дорогие англичане, пока!) колесом обозрения. "Лондонский глаз" возвышается на 135 метров, Шанхай к Всемирной выставке собирается построить колесо высотой 199 метров. Но Пекин намерен оставить позади и собрата (конкуренция велика не только в мире, но и среди самих китайских городов) - здесь заявили о намерении вложить 100 млн. долларов в строительство колеса обозрения высотой 210 метров. Завершить сие сооружение, естественно, планируют аккурат к Олимпиаде - может быть, за две недели спортивного праздника и окупится?

Но не все китайские "самые-самые" вызывают одобрение. Например, прогорели создатели самого большого в Азии стадиона для боя быков на 6.400 мест. Строили его для испанской корриды в пекинском парке диких животных. Но откуда ж в Поднебесной традиции столь специфического зрелища? А вот защитники прав животных набирают силу. Так что пришлось Шень Баочану, секретарю райкома, стадион перепрофилировать - на ковбойские зрелища по американскому образцу. Но и на них народ не пошел. Так что самый крупный в Азии стадион пустует, инвесторы плачут, подсчитывая убытки. Народу нужны другие зрелища - электростанции, железные дороги, мосты и небоскребы. Ничто так не повышает чувство гордости за свою страну, как самые мощные инженерные сооружения. Да и элитные испанские быки спасены.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter