Рекламная пауза без интонаций

Антимонопольные органы стран СНГ нашли точки соприкосновения

Антимонопольные органы стран СНГ нашли точки соприкосновения

Прошедшее на минувшей неделе заседание Координационного совета по рекламе при Межгосударственном совете по антимонопольной политике СНГ продемонстрировало: проблемы развития рекламных рынков стран Содружества во многом можно назвать общими. В частности, практически все наши соседи сегодня сталкиваются с увеличивающимся объемом недобросовестной рекламы.

Обсудить проблемы регулирования рекламного рынка и обменяться своим опытом представители госорганов, регулирующих рекламную деятельность в странах СНГ, а также общественных организаций, рекламных сообществ смогли уже в седьмой раз. Но в Минске это мероприятие состоялось впервые. Заместитель главы российской Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Андрей Кашеваров, возглавлявший совет, заметил: «Подобные встречи призваны помочь выработать новые решения, идеи, улучшить взаимодействие между субъектами рекламного рынка, повысить социальную ответственность рекламного бизнеса, а также поспособствовать формированию этичного поведения участников рынка рекламы на постсоветском пространстве».

Как отметили большинство участников Координационного совета, такие встречи крайне важны. Рынки рекламы в странах Содружества сравнительно молоды, и на территории всех без исключения государств сегодня их преследуют болезни роста. В некоторых государствах с такими «заболеваниями» бороться уже научились, в некоторых, напротив, все пустили на самотек. Но вся специфика ситуации заключается в том, что саморегулированием здесь вряд ли что исправишь. Без пристального наблюдения за тем, как проблемы решаются у соседей, нормальной стратегии функционирования рекламного рынка не выстроить, говорят представители антимонопольных органов стран СНГ. Тем более державы Западной Европы прошли этот этап своего развития десятки лет назад, и их опыт преодоления переходного периода в какой-то мере оказался позабыт да и мало соотносится с нынешними экономическими реалиями.

Как отмечает заместитель министра торговли Беларуси Ирина Наркевич, сегодняшний период развития рынка рекламы, который можно назвать «посткризисным», примечателен тем, что в большинстве своем рекламистам стран СНГ приходится восстанавливать утраченные за год позиции. «В каком-то смысле реклама — это индикатор общего состояния экономики. Восстанавливаются предприятия — больше денег начинают тратить на рекламное продвижение своей продукции, — отмечает Ирина Наркевич. — Следует констатировать: отечественному рекламному рынку в целом удалось пережить неприятности. Если в 2006 году его общий объем составлял $ 124 млн., а в 2009 году опустился до $ 94 млн., то по итогам 2010 года показал рост до $ 105 млн. и, как мы ожидаем, к концу нынешнего года вырастет на 15 %».

На рынках стран СНГ растущая конкурентная среда создает весьма щекотливую проблему. Речь идет о появлении такого явления, как недобросовестная конкуренция, которая порой находит свое отражение и в не совсем этичных рекламных роликах. «К сожалению, и в Беларуси, и у наших соседей правовая неурегулированность многих вопросов рекламной деятельности приводит к значительным нарушениям в этой сфере, в том числе обману, дискредитации конкурентов, нередки случаи, когда реклама явно вводит потребителя в заблуждение», — замечает Ирина Наркевич. В числе регуляторных сложностей участники рекламного рынка называют и практически не уменьшающееся количество завуалированной рекламы, когда под видом безобидных продуктов (воды, конфет) продвигаются запрещенные к рекламированию товары: алкогольные напитки, табачные изделия. Еще одна сфера, где встречается наибольшее количество нарушений, — это реклама финансовых услуг. К примеру, в Беларуси согласно нормам национального законодательства потребитель должен получить из финансовой рекламы полную информацию о расходах, которые он понесет, воспользовавшись той или иной услугой. Однако случаи, когда финансовые организации игнорируют это требование и указывают в рекламе неточные условия договора, продолжают встречаться сплошь и рядом. Самое распространенное нарушение — реклама потребительского кредитования, из которой человек узнает только о годовой процентной ставке без дополнительных платежей. Подготовленный недавно проект закона о внесении изменений и дополнений в некоторые законы Беларуси по вопросу рекламы содержит нормы по предотвращению случаев введения в заблуждение граждан. В частности, реклама банковских кредитов должна будет сопровождаться указанием полной процентной ставки.

Еще одна проблема рекламного рынка, которую называют все без исключения участники Координационного совета по рекламе, — это громкость звука теле- и радиорекламы. Практически везде на территории стран Содружества антимонопольные органы озабочены тем, как научить телевизионщиков вращать регуляторы звука, приводя его уровень громкости до параметров основной телепрограммы. «Недавно российская ФАС направляла официальное обращение с требованием запретить увеличивать громкость звука трансляций, когда в эфире начинается реклама, но пока вышло так, что звук убавили нам», — делится Андрей Кашеваров. Специалист в этом вопросе приводит положительный пример Великобритании, где в конце минувшего года было принято беспрецедентное законодательное новшество — телекомпании обязали, чтобы звук рекламных роликов не превышал звук основного эфира на 6 децибел. К сожалению, пока ни в одной стране СНГ сделать это не представляется возможным: отсутствует необходимое оборудование, а значит, контроль осложнен.

Кстати

Отечественные предприятия потратили на рекламу в 2010 году около Br 248 млрд. Примерно 35 % суммы пришлось на телерекламу, 38 % — на наружную. По оценкам Минторга, рекламные бюджеты торговых предприятий возросли за год на 40 %, при этом отдельные производители увеличили их в 1,5—2 раза. В целом рекламная активность белорусских предприятий повысилась на 30 %. В республике было проведено около 20 тыс. рекламных акций. Пресечено более 300 случаев недобросовестной конкуренции и нарушений прав потребителей в рекламе.

 

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter