Рекламная пауза

В самое ближайшее время рекламный рынок страны претерпит самые серьезные изменения...
В самое ближайшее время рекламный рынок страны претерпит самые серьезные изменения. В Парламенте идет активное обсуждение проекта нового закона «О рекламе». Документ принят депутатами в первом чтении. Но если судить по дискуссии, которая развернулась в обществе, второе, окончательное, чтение закона в Парламенте, вероятно, будет очень не простым. Слишком уж противоречивым и всеобъемлющим он получился.

Рынок рекламы — особая сфера экономики. Хотим того или нет, мы все являемся его потребителями. Депутаты такие же люди, как и мы с вами. Поэтому не стоит удивляться тому, что во время обсуждения нового закона они, скорее, выступали в роли рядовых потребителей, а не хладнокровных законодателей. Дискуссия парламентариев с министром торговли Александром Иванковым строилась именно с этой позиции. В Овальном зале никто из депутатов, к сожалению, не задал вопрос о том, почему в проект попала норма, обязывающая производителей безвозмездно выпускать социальную рекламу в пределах 5 процентов своих годовых объемов производства. Несомненно, доводы министра торговли на сей счет звучали весьма убедительно: «Ограниченные финансовые ресурсы не позволяют госорганам существенно увеличить число заказов на производство социальной рекламы». Но почему, спрашивается, этот 5–процентный «оброк» должны выплачивать только рекламщики? Почему в таком случае не обязать строительные компании отдавать 5 процентов квартир в «свежеиспеченном» доме в фонд социального жилья? Ведь сам же министр торговли по просьбе депутатов озвучил любопытные данные. Сегодня в Беларуси действуют 418 предприятий (рекламные бюро, компании, агентства), для которых рекламный бизнес является основным, и еще 134, для которых это — побочный вид деятельности (например, СМИ). Казалось бы, цифры впечатляющие. Но при этом ежегодный объем оказываемых ими рекламных услуг, по словам А.Иванкова, составляет около 50 миллионов долларов... Это, кстати, очень небольшие деньги. И можно только догадываться, с каким трепетом рекламщики сейчас ждут принятия нового закона.

К слову, еще одна особенность отечественного рынка рекламы: по словам министра торговли, «на рынке рекламных услуг превалирует частный капитал». «Наши отечественные госпредприятия направляют на рекламу всего лишь 0,4 процента от всех расходов, в то время как по закону разрешается на это тратить 2,3 процента», — сказал А.Иванков. Вот и получается, что все мы хорошо знаем, от чего лечит простамол Уно, но далеко не каждый из нас осведомлен, что родной «Атлант», кроме холодильников, делает еще и стиральные машины.

Ну а перенасыщенность телеэфира рекламой, вообще, отдельная тема для разговора. Во время дискуссии на этот счет звучали самые разные идеи: кто–то из парламентариев предлагал напрочь убрать с голубых экранов рекламу пива, а кто–то, как депутат Мария Худая, утверждал, что «реклама насилует людей», и предлагал отвести в телесетке «специальное время для трансляции рекламных роликов». Но здесь, скорее всего, прав Александр Иванков, который в ответ на это заметил, что, принимая решение о сокращении объемов телерекламы, необходимо учитывать то, что перед нашими каналами стоит задача создать высококачественное телевидение: «Реклама является одним из источников дохода телеканалов, ее уменьшение неминуемо скажется на качестве телепрограмм».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter