Фото Виталия ГИЛЯ.
Этот двигатель торговли, считает начальник управления фармацевтической инспекции и организации лекарственного обеспечения Минздрава Людмила Реутская, запускают с особым цинизмом — с прицелом на старшее поколение, которое привыкло верить печатному слову и обременено возрастными проблемами со здоровьем. Ведь обещают–то вернуть зрение и слух, избавить от псориаза и диабета, гипертонии и последствий инсульта... Но без единого доказательства и по непомерной для кошелька пенсионера цене. У Минздрава, признает Людмила Александровна, кроме антипропаганды, нет рычагов воздействия. Поэтому ситуацию мониторят, передавая информацию в МАРТ. Дальше — несколько проще, если речь идет о продвижении сомнительного средства в интернете. Ведь законом фактически предусмотрен двойной барьер: ответственность за ненадлежащую рекламу лекарств несет и тот, кто ее распространяет, то есть в данном случае владелец сайта. Что для него частенько оказывается новостью, как и другие непреложные факты: нельзя указывать на лечебные свойства товара и тем более рекламировать биодобавки без согласования с Минздравом. Так что в абсолютном большинстве случаев идут на попятную.
Фото Виталия ГИЛЯ.
С листовками посложнее. В свое время рекламодателя «чудодейственных» бальзамов–масел–кремов уже не раз штрафовали, теперь он маскируется. «Удивительная сила природы» никаких выходных данных не имеет — ищи–свищи типографию и ответственного за выпуск! Поэтому МАРТ приходится реагировать точечно — как только появляется информация, где конкретно состоится очередная выставка–ярмарка. Вопрос в результате упирается в реализаторов — индивидуальных предпринимателей, они и держат ответ — в размере от 10 до 40 базовых величин. А потом все начинается по новой. В общем, по словам начальника сектора контроля за рекламой управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ Инны Гаврильчик, уже обсуждается вопрос об ужесточении наказания: штраф для юрлиц предлагается поднять до 40 — 200 базовых величин, ИП — до 30 — 100, а для физлиц (они тоже замечены в фокусах с ненадлежащим продвижением лекарств) — до 10 — 50.
Любопытно, что ВОЗ тоже занялась изучением особенностей интернет–торговли и уже установила, что чаще всего онлайн торгуют средствами для похудения и для повышения потенции. То есть теми, за назначением которых пациенты не хотят идти к врачу. От визита к доктору, заметьте, всячески отговаривают и распространители биодобавок, напирая на «природность» и «волшебный эффект». И люди поддаются, потому что это свойство нашей психики — верить в скорое чудо. «Любой медик скажет вам: путь к здоровью начинается с профилактики. Но эта дорога гораздо длиннее, чем та, что предлагают недобросовестные рекламодатели», — напоминает начальник отдела первичной медицинской помощи Минздрава Людмила Жилевич.
gabasova@sb.by
Советская Белоруссия № 21 (25156). Среда, 1 февраля 2017