Реклама, конечно, облегчает кошелек. Но помогает поднять продажи

Да и обыватель, он ведь не в вакууме живет, со своей колокольни тоже все видит. Зайдешь другой раз хоть в обувной отдел, хоть в трикотажный — товара полно, а купить нечего! То ли качественно делать разучились, то ли к хорошему привыкли… Впрочем, к хорошему привыкают быстро, это точно. Забыл обыватель про не столь уж и давнюю эпоху всеобщего дефицита, когда проблема была не в том, как продать, а в том, где купить.

ПРОБЛЕМА складских запасов существует давно, к ней периодически возвращаются и глава государства, и руководители рангом пониже

Да и обыватель, он ведь не в вакууме живет, со своей колокольни тоже все видит. Зайдешь другой раз хоть в обувной отдел, хоть в трикотажный — товара полно, а купить нечего! То ли качественно делать разучились, то ли к хорошему привыкли… Впрочем, к хорошему привыкают быстро, это точно. Забыл обыватель про не столь уж и давнюю эпоху всеобщего дефицита, когда проблема была не в том, как продать, а в том, где купить.

Вот уж был рай для неиспорченного законами рынка отечественного производителя! Никаких тебе маркетинговых изысков, не то что ныне. Ныне надо уметь подать себя потребителю, заставить полюбить тебя единственного, «охмурить» так, чтобы он не смог устоять. Склады ведь забиты не только потому, что неконкурентоспособное выпускаем, но и потому, что продавать не умеем.

Отечественный производитель как привык? Во всем полагаться на государство. Свой бизнес он замыкает исключительно на производстве, хотя любой бизнес питает не только способность что-то придумать и быстро сделать, но и умение выгодно его продать. А вот с последним как раз проблемы. Потому и имеем полные склады, к разгрузке которых периодически подключаются и Правительство в полном составе, и чиновники на местах, и послы со своими немногочисленными штабами.

Убеждение, что все заграничное лучше отечественного, — большое заблуждение. Уверен, что и на белорусских складах лежит немало достойного товара. Просто потребитель зачастую об этом не знает. Или знает, но сомневается. И никто его сомнения не развеял…

Отключился на минуту от написания текста, заглянул на популярный интернет-портал с посещаемостью до миллиона в сутки. Ни одной рекламы отечественной марки! Продвигается все, что угодно: заграничные автомобили российской сборки, копировальная техника западных марок, спортивные тренажеры и ламинат... Замечу, что рекламируются сплошь известные бренды, которым это вроде и ни к чему. Понимают, что отсутствие бренда на рекламном рынке грозит потерей самого рынка.

 Не рекламируются только белорусские марки! На телевидении, в газетах, на рекламных щитах — сплошная заграница. Вот уж воистину, что скупой платит дважды! То, что сегодня сэкономим на рекламе, завтра стократ потеряем на складах.

Между прочим, это не только мое мнение. Вот и министр торговли Валентин Чеканов буквально вчера высказался по этой теме, посещая ОАО «Березастройматериалы». Неплохое, кстати предприятие, на модернизацию которого за последние три года потратили более 100 миллиардов рублей. И продукцию хорошую научились делать, не уступающую зарубежным аналогам. Освоили выпуск нового вида плитки — керамогранита, запустили в производство плитку для бассейна, ввели новую линию декоров. А складские запасы составляют полуторамесячный объем производства. На внутренний рынок поставляют до 30 процентов своей продукции — около 2 млн. кв. метров керамической плитки. Могли бы и больше, говорит директор предприятия Николай Жук, но торговля не берет: нет потребности на рынке.

«Реклама — двигатель торговли, — возразил министр. — Но рекламой должен заниматься производитель. Сколько мы рекламируем отечественного товара? Да практически его нет на нашем телевидении. Какие-то западные компании рекламируют свой товар, отсюда и продажи идут. А мы тихонечко сидим».

И с ним нельзя не согласиться. Показательный пример, как раз по теме. В республике богатые урожаи рапса, переработка налажена. Рапсовое масло в магазинах есть, только его мало кто покупает. У нашего потребителя стойкое предубеждение, и он предпочитает тратиться на подсолнечное, поддерживая не своего, а чужого производителя. Хотя рапсовое, говорят, намного полезнее. В Германии, например, девять из десяти бутылок проданного растительного масла — рапсовое. Правда, в свое время немцы потратили 10 лет и сотни миллионов марок на формирование этого потребительского спроса. Мы же пока не потратили ни копейки. Поэтому рапсовым маслом разбавляем солярку, называя это «биотопливом», а драники жарим на «алее».   

Другой пример, тоже показательный. Чиновник очень высокого ранга попросил «Белорусскую ниву» дать пару статей, пропагандирующих так называемое мраморное мясо. Настоящего мраморного мяса в Беларуси, понятно, нет, его производят в Японии по особой технологии. Но хорошая говядина, полученная от скота специализированных мясных пород на свободном выпасе, появилась. Правда, она дороже, но мясо этого стоит. Вот и попросили «БН» сориентировать потребителя. Мы, конечно, не откажем, сделаем. Только возникает вопрос: а что же производители этой особой говядины, мясокомбинаты, поставляющие ее в торговлю, да и сама торговля? Где имиджевая реклама новой и, несомненно, полезной продукции?

Нет же, отечественный производитель с упорством, достойным лучшего применения, борьбу за потребителя продолжает вести не посредством рыночных маркетинговых ходов, а с помощью государства. Так проще и экономнее. Но это не значит, что эффективнее. Можно, конечно, ввести запрет на ввоз в страну продукции конкурентов, отгородиться от мира заградительными пошлинами, придумать сотни торговых ограничений. Это осложнит жизнь конкурентам, но вряд ли повысит лояльность потребителя. Потребитель калач тертый, в век Интернета всегда найдет выход из ситуации. И обязательно купит то, что подскажет его подсознание.

Отечественному производителю пора понять, что лояльность потребителя не вводится указами Президента и постановлениями Правительства. Она формируется годами последовательной работы на рынке. Конечно, за популярность надо платить, но это не самые безнадежные инвестиции. Если подкрепить их достойным качеством и конкурентной ценой, рынок обязательно будет за вами.

Анатолий ПРЯНИШНИКОВ, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter