Почему назойливая реклама встречает все больше сопротивления у потребителя

Реклама и ее противники

Интернет, телевидение, да что там — обычная улица уже давно превратились в пространство для размещения рекламы. Куда ни кинь взгляд, везде кто-то что-то предлагает. Плохого в этом, наверное, нет ничего: реклама, как известно, двигатель торговли. Но двигатель без топлива мертв. А в роли такого горючего в рассматриваемом контексте выступает внимание обывателя. И вот как раз с этим дело у производителей рекламы все хуже и хуже — потребитель попросту перестает реагировать. 

За наше внимание борьба развернулась нешуточная. Не успеешь чихнуть у включенного компьютера, как браузер услужливо порекомендует не только лекарство от насморка, но и хорошую клинику. А еще, поговаривают, нас пристально «прослушивают» мобильные устройства: пользователи отдельных программных приложений в разных уголках планеты все чаще стали замечать, что произносимые ими вслух при разговоре слова затем услужливо всплывают все в том же браузере — уже в виде облеченных в конкретную коммерческую форму деловых предложений.

фото remontozz.ru

Что же тут удивительного, если, по оценкам специалистов, объем глобального рынка рекламы и маркетинговых решений по продвижению продукции и услуг оценивается нынче в 1 трлн долларов? Ежегодный рекламный рынок одной лишь нашей страны составляет около 80—100 млн. И пусть между отдельными органами этого организма происходит перманентное перетекание финансовых потоков — так, разрыв между телевидением и интернетом неуклонно уменьшается, и в отдельных странах последний стал уже безоговорочным лидером на рынке рекламы, — общий замысел и стратегии рекламной экспансии остаются прежними.

Методы рекламного воздействия на умы и кошельки становятся все разнообразнее, если не сказать изощреннее. Но, как и в других сферах жизни и бизнеса, в этом деле тоже не может не быть отрицательной обратной связи. Подсчитано, что среднестатистический житель городов в развитых странах ежедневно сталкивается с 3 тысячами объектов, имеющих рекламный характер. И тут уже срабатывает что-то вроде иммунитета, внутреннего — осознанного или не совсем — сопротивления. Человек все больше ориентируется на те продукты, которые помогают снизить количество назойливой рекламы, формируя таким образом совершенно новый рыночный запрос.

Имеет место и еще один немаловажный аспект, который не мешало бы принять во внимание, так сказать, многим причастным. Реклама продвигает не только конкретный товар или услугу, но и место, где поселяется, среду, в которой живет. Потребитель нынче грамотный, проницательный, да еще и с претензией — четко увязывает содержание рекламы с ее «окрестностями». Дескать, раз ты двигатель, так и вези, но не только себя.

Размещение рекламы в тех или иных продуктах — по сути, их финансирование. При этом расходы производителя на продвижение товаров как часть их себестоимости оказываются в составе цены, которую оплачивает конечный потребитель. Получается, та же картинка на телеэкране в определенном смысле и наших рук дело, ибо производится полностью за наш счет.

Увязывая свое отношение к телепередаче с рекламируемыми в ней товарами, все свои оценки потребитель переносит именно на рекламу. К примеру, один мой друг уже давно не покупает то, что рекламируется в фильмах и передачах, содержание которых он, как ответственный потребитель, считает унижающим достоинство человека. Завел себе специальную тетрадку — своего рода «черный список»: в нем уже не одна страница и, кажется, даже не десять. В сухом остатке для продукта и его производителя — эффект антирекламы: спонсируешь безобразие — теряешь в доходах. Один сознательный зритель, конечно же, погоды на экране не сделает. А если он будет такой не один?

Виталий ЕФИМЕНКО

vital-y@источник
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter