Реклама без двигателя

— Мама, мальчик пальцы в эскалатор засунул вот так?

— Да что же ты делаешь?!

Вырываю руку дочери из-под резинки, а младший уже смотрит хитро.

— Так! Больше с вами на эскалаторе не поедем.

Здесь мне стоило бы расширить список, потому что каждый день из новостей дети узнают хитроумные способы навредить себе. Помню, как дочь услышала, что спички не игрушка, и в тот же день обожгла себе палец. Психологи утверждают, что вот так мозг вообще не воспринимает частицу “не”, только “спички” и “игрушка”. Потом она засунула голову в перила кровати, хорошо, обошлось без спасателей. А когда нога соседской Машки попала в спицы велосипеда (дедушка в деревне катал внучку с ветерком), Даша с вожделением смотрела на багажник:

— Мама, ты меня прокатишь?

Я даже не сразу сообразила, в чем дело, и по простоте душевной думала, что Дашке лень самой крутить педали.

— Давай на двух велосипедах поедем.

— Нет, я хочу с тобой. А Маша как на багажнике сидела? — выдал себя ребенок.

Ровно так в подростковом возрасте я воспринимала слова: “Курение — вред!” Я — тинейджер, бунтарь, что мне, морковный сок, что ли, пить по утрам?!
Конечно, я выберу вред. Недавно точно так же услышала от детей (по мне, они до 20 все дети) на остановке: “Че, завтра здесь же встречаемся, под рекламой наркотиков?” Подняла голову и заметила плакат “Скажи наркотикам нет!”.

Неужели еще никто не сообразил, что антиреклама не работает? Все эти плакаты “Пьющая мать — горе в семье” и “Чемпион в рывке через дорогу” вызывают только ироническую улыбку и становятся поводом для юмора. Зачем же из года в год вокруг появляются такие странные произведения? Какой креативный ум их рождает? “Беспечность на дороге вредит здоровью.” А нервность и напряженность? Я видела однажды на светофоре: мужики подрались, выскочили из машин и наваляли друг другу, а потом зажегся зеленый сигнал светофора, и они быстренько заскочили в свои коробчонки, чтобы продолжить путь. Вот пример по-настоящему неравнодушных и (ни-ни!) не беспечных людей. 

Да, я понимаю, как трудно придумать хорошую рекламную концепцию, а приходится быстренько, на коленке, организовывать ряд мер по предотвращению, спасению и сбережению граждан. Но все равно же это деньги — отпечатать, расклеить. Почему не копнуть глубже, не заглянуть в основы человеческой сущности и психологии, которая в момент, когда видит на плакате слова “Не пей!”, тут же отправляет внутрь импульс — хочешь выпить? А при виде перечеркнутого пакетика с наркотиками я начинаю соображать — а! вот как эти спайсы выглядят. Хотелось бы мне попробовать? Пожалуй что нет. Я уже не говорю, что дети постоянно спрашивают — а что такое спайсы? Они вкусные? Но ровно так же я воспринимаю плакаты со здоровыми, красивыми, стильными людьми. Я отождествляю себя с ними и беру их образ жизни, если там есть то, что меня цепляет. 

Часть моей биографии навсегда будет связана с СССР. Там, в этой удивительной стране, тоже любили пугануть, написать страшное: “Не влезай! Убьет.” Мы часто туда влезали, куда не следовало. На всякие стройки, крыши, в подвалы. Почти никого не убило. Почти... А родители, знаете, как шутили? Помните (если помните), был такой плакат — мужик в пиджаке преграждает путь рюмке водки и написано: “Нет!”. Так вот прямо и брали рюмки, театрально произнося: “Нет!” 

И радостно выпивали. В СССР это дело любили. Но, кстати, сильных эмоциональных образов советская реклама родила больше. Бодрые строители, дородные крестьянки, чистенькие дети с умными глазками. Голубое небо, солнце и первый человек в космосе. Пожалуй, я гордилась своей причастностью к этому витальному обществу. Но сегодня мы уже набрались цинизма, и такой напористый и наивный подход не сработает. 

Как итог, — мне совсем не нравится белорусская социальная реклама. И я убеждена, что и пугать, и запрещать — плохой ход. Использовать частицу “не” — неэффективно. И чем более избитую истину напишут черным по белому, тем больше шанс, что на нее просто не обратят внимания. Сколько светлых голов есть! Я с детьми общаюсь, у них “самовары” варят лучше, чем самое дорогое креативное агентство. Вот среди кого нужно объявить конкурсы на идеи для соцрекламы, наградить лучших. Будет ярко, неизбито и эффективно. Пусть сами подростки расскажут, каким должен быть плакат об опасности наркотиков. Подтолкнуть их к необычным ходам, к неожиданному видению, отмести все привычное. Реклама — великое творчество. И это не просто способ воздействия, поскольку она — на улицах городов, она создает стиль и имидж. Либо это скучно и назад в прошлое, либо посмотришь и скажешь — ну какие крутые, надо же такое придумать! 

И, да, пожалуйста, личная просьба, если еще какой-нибудь мальчик засунет пальчик в неположенное место, не делайте из этого рекламную кампанию в СМИ, дурной пример заразителен.

sulimovna@rambler.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter