Реки станут близнецами

Реконструкция Днепровско-Бугского пути позволит судам из сухопутной Европы швартоваться в черноморских портах

Реконструкция старинного Днепровско-Бугского водного пути позволит торговым и пассажирским судам из сухопутной Европы швартоваться в черноморских портах

В «Р» недавно был опубликован материал нашего собственного корреспондента Федора Мухи «Водные дороги…», в котором речь шла о возможном восстановлении уникального гидротехнического сооружения 18-го века — Днепровско-Бугского канала. Данный судоходный путь почти несколько веков связывал страны Европы с черноморскими портами, практически до вторжения гитлеровских войск на территорию Польши. Какие же выгоды сулит заинтересованным странам старинная водная артерия в условиях рыночной экономики? Министерство транспорта и коммуникаций Беларуси считает, что реконструкция и эксплуатация Днепровско-Бугского водного пути позволит значительно ускорить развитие многих отраслей отечественной экономики. 

В частности, Беларусь, Украина и Польша в рамках Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК) намерены приступить к реализации проекта по восстановлению сквозного водного пути Днепр — Висла — Одер. На 49-й сессии по внутреннему водному транспорту ЕЭК принято решение об учреждении группы докладчиков, которая подготовит технико-экономическое обоснование данного проекта. Нынешний уровень торговых отношений между Востоком и Западом, а также большие нагрузки на международный железнодорожный и автомобильный транспорт вновь сделали актуальным вопрос восстановления водного соединения Днепр—Висла—Одер.   

Заместитель начальника Управления морского и речного транспорта Минтранса Беларуси Андрей Чернобылец в беседе с корреспондентом «Р» отметил, что водные пути от Бреста до границы с Украиной находятся в удовлетворительном техническом состоянии, а вот на территории Польши они квалифицируются как ограниченно годные для транспортного пользования. За многие десятилетия ряд гидротехнических сооружений Днепровско-Бугского канала стал не пригодным для эксплуатации, они также не отвечают требованиям экологической безопасности. Поэтому в нашей стране уже начата их реконструкция: построены 4 водопропускные плотины и 2 судоходных шлюза, которые позволяют пропускать суда длиной 110 и шириной 12 метров с осадкой 2,2 метра.

Управление морского и речного транспорта Минтранса Беларуси обратилось также к коллегам из водного ведомства Российской Федерации с предложением присоединиться к данной работе, так как совместные пассажирские и грузоперевозки по водным артериям принесут обоюдную экономическую выгоду. В частности, по завершении реконструкции Днепровско-Бугского канала станет возможным судоходство в соседнюю Смоленскую область. Стратегическая водная артерия позволит также судам приграничных стран Евросоюза с минимальными издержками через Беларусь и Украину доставлять грузы в черноморские порты. Перспективным представляется еще один водный путь: Балтика — Днепр — Черное море. К его развитию, кроме нашей страны, уже проявили интерес Латвия, Украина и даже Турция. С восстановлением международных водных путей связывают свое будущее развитие ремонтные и судостроительные заводы Беларуси. Наиболее крупные из которых — Пинский, Речицкий и Гомельский — готовы разместить заказы не только белорусских, но и зарубежных речных пассажиро- и грузоперевозчиков. В частности, Гомельский судостроительный завод, специализирующийся на производстве маломерных речных судов на подводных крыльях, дюралевых и пластиковых лодок с подвесными моторами, начал комплектовать продукцию экономичными японскими моторами. Практически вся продукция отечественных судостроителей экспортируется в Россию. Чтобы производство стало рентабельным, ежемесячно необходимо производить не менее 40 различных судов. Очевидно, что без привлечения зарубежных инвестиций, и в первую очередь со стороны государств — участников проекта по восстановлению Днепровско-Бугского канала, многие намерения белорусских судостроителей так и останутся нереализованными.

В настоящее время Министерство транспорта и коммуникаций Беларуси организует второе заседание рабочей группы, которой предстоит сформировать план мероприятий по восстановлению Днепровско-Бугского водного пути.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter