Реки работают без выходных

В Беларуси к 2010 году должно появиться два собственных морских судна

Беларусь  принимает  участие  в  восстановлении  древнего  водного  пути  Европы

Наша страна готовится к созданию морского флота. Скоро у Беларуси появится свое торговое судно. А у рек может открыться второе дыхание. Об этом и не только рассказал в беседе начальник Управления морского и речного транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси Бронислав ГОВОРОВСКИЙ (на снимке).

— Бронислав Иванович, Беларусь — страна, по большому счету, сухопутная. Насколько нам необходим свой морской торговый флот? 

— Этого требует экономика. Сегодня наша республика осваивает дальние рынки. Мы торгуем с Китаем, Бразилией, Венесуэлой, Индией, Вьетнамом и другими странами. Ежегодно Беларусь перевозит по морю около 20 миллионов тонн разных грузов при помощи судов иностранных государств. Это недешево. Сутки использования судна вместимостью около 50 тысяч тонн (типа «Хэндимакс») в Атлантическом океане стоят около 60 тысяч долларов, в Тихом океане – около 40 тысяч долларов. За перевозку груза из Балтики к берегам Китая надо отдать около 2 миллионов долларов. Доходит до того, что порой транспортные расходы составляют 40 процентов стоимости самого груза. Мы отдаем эти деньги перевозчикам. А образно говоря, выбрасываем в море. 

Белорусское морское судно могло бы приносить 5 миллионов долларов в год прибыли. Есть и другие выгоды: от эксплуатации собственных морских судов поступают налоги в бюджет, экономятся валютные ресурсы, создаются новые рабочие места, повышается эффективность экспорта. 

— Когда же в море выйдет первое судно под белорусским флагом? 

— По программе к 2010 году должно быть два судна. Приобрести их планируется на вторичном рынке. Возраст будет не старше 10 лет, а вместимость — 35—50 тысяч тонн. Такие суда стоят от 25 до 60 миллионов долларов. Сейчас изучаем рынок продаж. Ведем переговоры с иностранными инвесторами и банками о выделении кредита. Купить же новое судно достаточно сложно. Судостроительные заводы мира загружены заказами на несколько лет вперед. 

Замечу, что создание морского торгового флота – дело не одного года. Необходимо пройти несколько этапов. Первый – фрахтование судов. Если в 2005 году объем морских грузоперевозок судами, зафрахтованными белорусскими компаниями, составил всего 1,3 миллиона тонн, то в 2007 году – уже 5,3 миллиона тонн. Второй этап – аренда судов. Это дело ближайшего времени. Последний этап – покупка  собственных морских судов. 

— Морской флот – лишь один из приоритетов. А как развивается внутреннее речное судоходство? 

— Есть позитивные тенденции. В 1996 году в Беларуси по рекам перевозилось менее 1 миллиона тонн грузов. Сегодня – около 4,5 миллиона тонн. Это не предел. Во многом динамика связана с развитием строительной отрасли. Ведь основные наши грузы — песок и щебень. Реки работают без выходных, и потребность в перевозках с каждым годом растет. Сегодня в Беларуси есть около 700 транспортных, технических и вспомогательных судов, которые обеспечат растущие потребности экономики в речных перевозках. 

— Собирается ли Беларусь осваивать международные речные магистрали? 

— В Европе давно обсуждается проект возрождения водного пути Днепр – Висла – Одер, который соединяет Черное море с Балтийским и проходит через Украину, Беларусь, Польшу и Германию. Это водное соединение создано в конце XVIII века и действовало до Второй мировой войны. Его второе рождение даст нам выход к портам Балтийского моря, доступ к европейским водным путям. Республика Беларусь в этом году присоединилась к Европейскому соглашению о важнейших внутренних водных путях международного значения. 

Заинтересованы и другие страны. Водный путь из Украины в Германию через Днепр, Вислу и Одер на 1 тысячу километров короче, чем через Дунай и Майн. Всего же по этому соединению возможно перевозить до 4 миллионов тонн груза в год. Но восстановление транспортной артерии будет недешевым – 100—150 миллионов долларов. Этот проект должен стать общим делом многих стран Европы. 

— Наверное, немало работ предстоит сделать и в Беларуси, ведь многие шлюзы на Днепро-Бугском канале изношены? 

— В целом белорусская часть водного пути в удовлетворительном состоянии. Конечно, отдельным шлюзам более 50 лет. Их надо ремонтировать. Реконструкция Днепро-Бугского канала ведется с учетом габаритов европейских шлюзов. Уже построены 4 водопропускные плотины и 2 судоходных шлюза, третий строится в Кобрине, четвертый проектируется в Бресте. К 2020 году планируется завершить реконструкцию всего канала. Это будет не только транспортная, но и туристическая водная артерия Европы. 

— В мае стартует наша совместная экспедиция, посвященная Году здоровья. Яхта «Газета «Рэспублiка» пройдет по Припяти от Пинска до Наровли… 

— Припять – основная речная жила Полесья. По пути вы встретите немало грузовых судов. Щебень из Микашевичей перевозится в Мозырь, Пинск, Брест. Здесь действуют и пассажирские маршруты. Плыть по Припяти одно удовольствие — берега неописуемо красивы. 

— Белорусские суда готовы к многодневным туристическим поездкам? 

— Чисто технически добраться по воде из Бреста в Киев сегодня не составит труда. Но в Беларуси пока, к сожалению, нет круизных теплоходов. Поэтому водные путешествия возможны с организацией ночлега туристов не на борту, а в гостиницах на берегу (например, в Пинске или в Мозыре). Если это устроит туроператоров, то мы готовы сотрудничать. Уже обсуждаем такие маршруты с брестскими туристическими организациями. 

Потенциал у наших рек большой. И в плане туризма, и в плане грузоперевозок. Ведь речной транспорт самый экономичный и экологически чистый. Он потребляет топлива в 1,5—2 раза меньше, чем железнодорожный, и на порядок меньше, чем автомобильный. В старину реки были основными транспортными артериями, которые связывали города и страны. И в наше время, когда углеводородное топливо дорожает, значение водного транспорта вновь возрастает. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter