Реки показывают характер

То один, то другой населенный пункт страны сталкивается с необычной проблемой: Припять, Днепр, Березина, другие реки меняют русла...

То один, то другой населенный пункт страны сталкивается с необычной проблемой: Припять, Днепр, Березина, другие реки меняют русла. Отрезают куски от берега, подбираются к постройкам. Примечательно, что происходит это на тех участках, где 20 лет назад было самое оживленное судоходство. То есть там, где человек наиболее активно исправлял береговые линии. Вообще–то звоночки начали раздаваться лет 10 — 20 назад. Но сегодня местные власти поставлены перед фактом: надо каким–то образом вписываться в новую топографию...


Танцплощадка сползает в Днепр


Рогачевский район, окрестности санатория «Приднепровский». Санаторий вроде как стоит на берегу, но подобраться к воде невозможно. Всюду предупреждения: «Купание запрещено», «Опасная зона», «Быстрое течение», «Крутой берег», «Обвал».


Берег тут красоты неописуемой. Не просто отвесный — с «отрицательным» углом. Высота — с 9–этажный дом. Держусь за сосну, предварительно убедившись, не шатается ли... Деревья вцепились корнями в край. Те, которые не удержались, плавают далеко внизу. Над рекой нависли остатки танцевальной площадки. В воде валяются ее бетонные обломки. Когда–то от танцпола до реки было далеко. Потом Днепр подмыл берег. Площадка давно закрыта. Дорожка вдоль обрыва тоже вся пестрит предупреждающими надписями и лентами. Зато на другой стороне, где когда–то был судовой ход, теперь суша. В санатории говорят, что с начала века река «съела» около 50 метров земли их стороны. И соответственно столько же ее прибавилось с противоположной.


Днепр в Рогачевском районе извилистый, непредсказуемый, течение в узких местах сильное. Режет кромку, как ножом, особенно в половодье. Пока ходили теплоходы — за рекой следили. Берега укрепляли, изгибы спрямляли, русло чистили. Когда судоходство прекратилось, следить за водными путями транспортникам стало вроде как незачем. Днепр почувствовал самостоятельность. Теперь надо переделывать все карты... Вообще–то 5 лет назад в районе подготовили проект по изменению русла. Но на воплощение не нашлось денег. С тех пор считают потерянные метры.


Тревожно, что пример этот далеко не единственный.


Береговая линия обороны


В деревне Переров Житковичского района я был два с половиной года назад («В равнодушном русле», «СБ» за 30 марта 2009 года). Там похожие проблемы. Стоит деревня на берегу Припяти, люди дружно двигают заборы, чтобы не уплыли, считают метры, оставшиеся до домов. На дне реки уже — футбольное поле и часть огородов.


За время, прошедшее с моего визита, Переров никуда не уплыл — и то радость. Местные жители довольны: с тех пор потеряли метр–два, не больше. Так, может, и снялась проблема сама собой?


— Спасает то, что лето было сухое, осень почти без дождей, — объяснила местная жительница Татьяна Бурак, у которой мать живет как раз на «передовой». — Уровень воды низкий, она просто не добирается пока до песчаного обрыва...


Теперь в Перерове ждут, что будет весной. Случись большой паводок — Припять не удержать, опять отхватит кусок деревни.


Что показательно, на этом участке тоже когда–то было активное судоходство и соответственно реке придавали нужное направление. Более того, местные старики уверены, что Припять просто возвращается в старое русло, которое ей насильственно поменяли якобы еще при Екатерине. Правда или легенда, но якобы именно императрица 300 лет назад велела спрямить в этом месте реку, вырыв новое русло (отсюда, мол, и название — Переров). А на месте старого–то нынче деревня...


Как бы то ни было, председатель местного сельсовета Анна Вашкова надеется, что решение будет придумано раньше, чем все за всех решит река. В теории рассматривались два варианта: укрепление и корректировка берега или отведение реки в другое русло. В предприятии водных путей «Нижне–Припятское» заверяют: нет проблем, сделаем. Кто будет заказчиком работ? Пока ни заказчика, ни финансирования...


Вода диктует условия


Похожие ситуации мне описывали еще в нескольких деревнях.


— От моего дома до Припяти сейчас метров 15, — пенсионер Леонид Олехник из деревни Голубица Петриковского района скоро сможет бросать спиннинг из окна. — А когда–то было за две сотни...


Тут река тоже, как уж повелось, «скушала» сельский стадион и участки, где люди сеяли рожь.


— Неподалеку от деревни панская усадьба была, так ее после революции на кирпичи разобрали и укрепили гать, — знает историю еще один старожил Голубицы Владимир Жуковец. — После войны растащили эти кирпичи на стройматериалы. Вот гать и размыло. А последний раз берег тут укрепляли лет тридцать назад. Особенно сильно весной подмывает, когда промерзшая глина оттаивает, — здоровенные глыбы падают.


...Аналогичными впечатлениями делились и в деревне Гагали на Березине (Речицкий район), и в Назаровке под Бобруйском тоже на Березине, и в припятском Конотопе (Наровлянский район). Это только то, что я знаю. Подозреваю, что перечень неокончательный и будет пополняться за счет населенных пунктов, расположенных на излучинах.


Кстати, пару лет назад и украинцы принялись бить в колокола: Днепр в районе Любеча прорвал узкую грунтовую перемычку и «придумал» себе новое русло — через озера. При этом принялся отрезать часть берега с одной стороны — складывать с другой, белорусской. А граница–то идет по фарватеру... Украинские земснаряды и строительная техника тарахтели в этом месте все прошедшее лето. Потратили огромные деньги, но укрепили берег камнями, насыпали дамбу (к ужасу рыбаков, которые, впрочем, понимают, что иначе никак), соорудили полузапруды для спрямления реки. Однако тамошний мощный Днепр — это не та небольшая речка в районе Рогачева. Весна покажет, был ли толк во всех этих вложениях.


Дело техники?


Способы борьбы с размыванием берега придуманы давно, ничего изобретать не надо. В Голубице упоминали гать. Это стандартный прием исправления русла — создание полузапруд. Очень упрощенно: от вогнутого берега (кручи) в реку вдается поперечная насыпь (дамба), отдаленно похожая на морской волнорез. Укрепляется камнями, бетоном или лозой — на что денег хватает. Отводит поток от кручи, направляя на мелкую косу, — русло спрямляется, нагрузка на проблемный берег меньше. (Кстати, в районе такой запруды образуется омут. При дефиците зимовальных ям для рыбы — обстоятельство полезное.)


В комплексе с другими мероприятиями — удовольствие дорогое. Поэтому где–то, возможно, дешевле окажется подстроиться под новый рельеф, продиктованный рекой. Источники финансирования — еще один вопрос, который придется решать. Пока непросто найти ведомство, где признали бы, что это их проблема.


Как бы то ни было, пора готовиться к дополнительной статье расходов, аккумулировать деньги. И освоить их необходимо будет быстро — в период от весеннего паводка до ледостава. Иначе ближайшее половодье смоет результаты труда.


Компетентно


Людмила Капелько, научный сотрудник Института природопользования Национальной академии наук Беларуси:


— Рекам свойственно так называемое меандрирование — естественное изменение русла. При этом ущерб может быть нанесен и людям, и самой реке. В тех случаях, когда создается угроза населенному пункту, предприятию, дороге, другому объекту, надо грамотно вмешаться. Где необходимо — расчистить косу, укрепить берег, снизить слишком высокую скорость течения... К сожалению, с советских времен масштабы этих работ серьезно уменьшились. Отчасти поэтому и возникают сегодня проблемы в разных областях страны. Конечно, все упирается в финансирование. Да, где–то можно потерпеть, какими–то участками необходимо заняться в первую очередь. Но в любом случае нужны дополнительные вложения в уход за реками.


Гидроэкологическое оздоровление участков рек проводится, в частности, для увеличения их пропускной способности во время паводков и половодья. При этом может нарушиться так называемое динамическое равновесие руслового потока. Как следствие — развитие его необратимой направленности не только при большой воде, но и в межень. Таким образом, любая инженерно–хозяйственная деятельность на реках должна сопровождаться научно–экологическими исследованиями.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter