Река жизни

В олимпийском Мюнхене Николай Горбачев не испугался террористов
В олимпийском Мюнхене Николай Горбачев не испугался террористов

После приветствия Николай Степанович Горбачев, ныне директор рогачевской СДЮШОР, чудесным образом перевоплотился в гида. «Давайте экскурсию проведу», — молвил он, и мы отправились осматривать «владения» бывшего гребца. Свою вотчину Николай Степанович демонстрировал с гордостью. И не зря. Чистенькие, аккуратненькие спортивные залы с блестящими свежевыкрашенными паркетами производили исключительно приятное впечатление. В бассейн же ступали и вовсе, словно в храм. «Лучший в районе, — хвастается Николай Степанович. — Вода в нем кристально чистая...» А вот пристань на берегу Днепра, с которой Горбачев впервые спустил на воду свою байдарку, решили обойти стороной. Уж слишком холодно было: как будто вернулись в прошлое, когда Николай Степанович был молод, а морозы зимой достигали 30 градусов. Да еще и ветрище этот, зверюга, выл и свирепствовал, норовил сбить с ног. В общем, пристани предпочли теплый кабинет директора и кружку чая.

Николай Горбачев — один из наиболее известных наших гребцов. Тот, кто пришел на смену первым белорусским чемпионам — Сергею Макаренко и Леониду Гейштору, которые, кстати, многому научили молодого спортсмена. «С Гейштором и Макаренко впервые встретился в сборной Союза, — вспоминает Горбачев. — Я тогда только попал в команду, а они готовились к своей второй Олимпиаде в Токио. Сергей и Леня очень помогли, они стали для меня вторыми тренерами, если так можно сказать. Перенял у этих замечательных гребцов все лучшее. Сейчас, кстати, часто с ними общаемся, вспоминаем былое».

Как признается Николай Степанович, в детстве он даже не мог представить, что выиграет Олимпиаду. Его можно понять. Детские и юношеские годы будущего спортсмена вряд ли кто–то осмелится назвать счастливыми. «Мама умерла, когда мне было пять лет, — вспоминает он. — Вскоре папа женился во второй раз. Не скажу, что мачеха плохо к нам относилась, но все же больше времени уделяла своим детям. Тяжелое было время. Не хватало денег. Постоянно подрабатывал летом: заборы красил, на пилораме трудился. Наверное, эти годы стали самыми трудными в моей жизни. Если честно, спортом начал заниматься ради одежды, тогда хоть кеды или костюм выдавали». Начинал Горбачев с баскетбола и лыжного спорта, а греблей увлекся чуть позже. Но именно она захватила парня с головой. И каждый день он выходил в лодке на Днепр. В любую пору года. Однажды зимой с ним произошел забавный случай. «По реке прошел ледокол, и мою байдарку защемило льдинами. Да так, что она стала вертикально, словно поплавок. Кое–как по льдинам добрался до берега. А примерно через час на реке появился тренер и, заметив лодку, стремглав помчался в школу. Залетает и орет: «Несчастье, Горбачев утонул!» И тут я из–за угла выхожу: «Не угадали, вот он я». Смешно сейчас вспомнить...»

В 16 лет он уже получил «международника», вскоре попал в сборную СССР, отобрался на Олимпийские игры 1972 года. «Когда сборная начала целенаправленно готовиться к Играм в Мюнхене, оказалось, что не сформирован только один экипаж — байдарка–двойка, который составили мы с Виктором Кратасюком. Лодка у нас пошла сразу — с ним мы выиграли практически все старты, в которых участвовали, легко отобрались на Олимпиаду и поехали на нее главными фаворитами».

— Олимпиада напомнила мне первенство ЖЭКа, — продолжает Горбачев. — Мы очень легко выигрывали все заезды. А 12 августа случился теракт: террористы захватили израильских спортсменов. Ночью из–за стрельбы приходилось на полу спать, головой к стенке. Олимпиада оказалась под угрозой срыва. Но и в столь ужасном событии я нашел кое–что приятное для себя. Воспользовавшись паузой, как заядлый любитель бани, сходил попарился. По этому поводу, кстати, мы сильно поругались с Кратасюком — он был уверен, что баня ухудшит мои физические кондиции. Но парилка дала мне только новые силы. К тому же накануне решающего заезда мне приснился папа — очень хороший знак. Когда я видел отца во сне, это было к счастью. В финале мы безоговорочно победили и стали олимпийскими чемпионами.

— Вы так спокойно рассказываете о том кошмаре, неужели совсем не боялись террористов?

— Вот клянусь, что нет. Даже не знаю, почему не было страха.

— И все–таки пуля, как известно, дура. Может быть, у вас в жизни были еще столь экстремальные ситуации?

— Только одна на ум приходит. Когда возвращались из Австрии, при посадке наш Ту–134 задел крылом землю. Но ничего, обошлось...

— Какие эмоции, чувства испытали, завоевав титул олимпийского чемпиона?

— Ничего особенного. Просто хотел получить звание заслуженного мастера спорта. А сейчас спортсмены выигрывают и мысли — как бы быстрей в кассу попасть.

— Когда начинали заниматься, думали–надеялись в детстве на выигрыш на Олимпиаде?

— Конечно, нет. Как мог спортсмен из Рогачева стать чемпионом? Такое даже в голове не укладывалось.

— То есть вам как представителю районного города было тяжелее других?

— Естественно, из крупных городов пробиться было легче. Если честно, то из–за этого не попал на Олимпиаду в 1976 году. Не смог противостоять закулисным играм. После чего и завершил карьеру.

— С Кратасюком после распада вашего дуэта общались?

— Один раз встретились. Три года назад он умер.

— И как сложилась ваша судьба после спорта?

— В 1976 году вернулся в Рогачев, годик поработал тренером в родной СДЮШОР, а затем занял пост директора спортивной школы и вот до сих пор состою в этой должности.

— А не скучно после активной спортивной карьеры?

— Нет времени скучать. Постоянно чем–то занят. Если б вы не приехали, пошел бы на лыжах сейчас бегать.

— На олимпийскую медаль смотрите хотя бы изредка?

— Только когда просят показать или на торжественных церемониях. А так я ее подальше запрятал. Сейчас–то квартирные кражи не редкость. У многих наших олимпийцев украли награды. Три года назад ко мне приезжали немцы, хотели купить олимпийскую медаль. Давали три тысячи долларов. Я отказался. Пускай будет. Может, в будущем на лекарства пригодится. Мне в следующем году на пенсию, вдруг не будет денег хватать.

— Как вы относитесь к тем, кто продает свои медали?

— Не от хорошей ведь жизни продают. К счастью, мне еще повезло с работой, а многие–то не могут себя найти после спорта. У вас, кстати, очень правильное название проекта. От наших олимпийцев действительно со временем остаются только тени. Кто–то начинает пить и жизнь вообще ломает...

— А вы?

— Было время, чуть баловался спиртным, но вовремя одумался и теперь вообще не пью. Стараюсь держать себя в форме. Каждое утро в бассейне проплываю по километру, на лыжах хожу, летом в лодке постоянно. Вот совсем недавно выиграл первенство по лыжному спорту, в свои–то годы всех молодых опередил.

— А отдохнуть вам не хочется?

— Надо работать. Ну что я буду на лавочке сидеть, семечки грызть?

— Неужели ничего не удалось скопить за всю жизнь?

— Разговаривали недавно с Витей Сидяком. Он говорит: «Я–то помотался по зарубежным странам, хоть заработал себе на старость. А ты как будешь жить?» Мне и ответить нечего... За спорт нам особо в то время не платили. А как можно сделать состояние на должности директора школы?

— Многие бывшие спортсмены после карьеры ушли в бизнес. Вы не думали об этом?

— У меня нет таланта к торговым делам, да и неинтересно это. Я не особо люблю авантюры, а бизнес — это всегда авантюра. Предпочитаю жить по принципу: лучше синица в руках, чем журавль в небе.

— Почему после завершения карьеры вы не перебрались в Минск, Москву, Ленинград? Ведь наверняка предлагали.

— Жена меня уже который год пилит по этому поводу. А я не хотел уезжать из Рогачева. Мне тут нравится. Большие города я не люблю, суета их вечная напрягает, они делают тебя зависимым. А тут я сам себе хозяин. Поселиться мог на самом деле где было душе угодно: давали квартиры в Ленинграде, Москве... Еще после Олимпиады в Мюнхене канадцы предлагали сбежать к ним.

— А что бы вы хотели еще сделать на своем веку?

— Воспитать олимпийского чемпиона. Наша СДЮШОР славится своими выходцами. Сергей Колесник — участник трех Олимпиад, чемпион мира, Виктор Воробьев — чемпион мира, Антонина Мельникова — бронзовый призер Московской Олимпиады. Они, кстати, довольно часто приезжают в Рогачев, не забывают родные места...

Справка «СБ»

Николай Степанович Горбачев. Родился 15 мая 1948 года в Рогачеве. Заслуженный мастер спорта. Чемпион Олимпийских игр (1972 г., байдарка-двойка, дистанция 1.000 метров). Чемпион мира (1974 г.). Чемпион СССР (1968, 1970 — 1975 гг.). Заслуженный тренер БССР. Награжден орденом «Знак Почета». Почетный гражданин Рогачева.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter