Бизнес должен отвечать за территорию своего обитания

Реинкарнация первого этажа

«Какая красота!» — произносит прохожая, замедляя шаг на минской улице Б.Хмельницкого. Стильно одетая женщина обратила внимание на ландшафтную композицию. Мини–прудок и мини–мосток через него, щебенчатая «набережная», валун и зелень вокруг: крохотная (настоящая!) ёлочка, кустик можжевельника, еще какие–то растения... Композиция уместилась на нескольких квадратных метрах между тротуаром и проезжей частью. Действительно, мило. Такого на улице Б.Хмельницкого никогда не было!

ФОТО АЛЕКСАНДРА КУЛЕВСКОГО
Это лишь побочный эффект более серьезного процесса. Происходящее на коротком отрезке улицы — между трамвайными путями и проспектом Независимости — иллюстрирует относительно новое явление, которое можно назвать реинкарнацией первого этажа. Люди постарше помнят, что в советское время, когда квартиры не продавались, а только обменивались, многие объявления заканчивались словами «1–й этаж не предлагать». Никто не хотел, чтобы пешеходы заглядывали в окна.

Сейчас же многие из тех, кому тогда не повезло, оказались в выигрыше. Кому полезно, чтобы пешеход мог заглядывать в окна? Правильно: бизнесу! Здесь парикмахерская, следом — фастфуд, за ним — кондитерская, печатный или еще какой–нибудь сервис, салон. Даже вывеску можно не видеть. Бизнес и принялся скупать квартиры на первых этажах, переводить помещения в статус нежилых и переоборудовать жилые метры в коммерческие. Всего за пару лет на улице возник десяток магазинов, кондитерских, салонов. Был вход со двора — стал с улицы. Одно из окон становится дверью, пристраивается лестница, появляется вывеска...

Понятно, почему бизнесу полюбился этот отрезок улицы: место бойкое. Городок БНТУ с тысячами студентов, всегда плотный поток пешеходов, следующих от или к станции метро «Академия наук», к собственно академии, комплексу 1–й клинической больницы, проспекту Независимости. Именно то, что надо бизнесу: здесь валом валит потенциальный клиент.

Реинкарнация продолжается. Пару месяцев назад было окно — уже дверь. Войти по деревянным ступенькам пока могут только строители, которые ремонтируют помещение и уже облицевали наружные стены дорогой плиткой. Можно не сомневаться, что вскоре появится и капитальная лестница с перилами: соседнюю мастер уже отделывает под черный мрамор. Фасады невзрачных жилых пятиэтажек и вся улица преображаются на глазах.

Но не все идет гладко. Капитальные лестницы сужают тротуар, пешеходам тесно, они вынуждены ступать по зеленому газону. Для них–то смекалистый бизнесмен и расширил проход. Да, часть травяного газона уничтожил, замостил щебенкой. Но как бы извиняется перед нами: вот вам вместо травки прудок и мосток, ёлочка и туя. Маленькая хитрость не возмущает, но умиляет: ведь стало лучше, чем было.

Мнение, возможно, поверхностное, дилетантское. Что скажут профессионалы? Один из самых авторитетных — Армен Сардаров. Лицо не только официальное, декан архитектурного факультета БНТУ, но и активно действующий архитектор, немало поработавший ради ландшафтов белорусских дорог и страны в целом. «Нулевой километр» на Октябрьской площади — одна из его известных работ. Вот мнение маэстро по поводу новаций на первых этажах и сопутствующих издержках:

«Я бы не стал оценивать явление однозначно: плохо–хорошо. Архитектура не творится за закрытыми дверьми — это искусство общественное, публичное, всегда связанное с собственностью. А наше общество меняется, экономика переходит от плановой к рыночной. Вопрос первых этажей — нагляднейший пример такой трансформации. Цена квадратного метра возрастает в несколько раз. Помещения, изначально спроектированные как жилые, становятся магазинами, кафе, офисами. Они размещаются и на вторых этажах, и в подвальных помещениях. Это вызов времени, от которого никуда не деться.

Мы нередко обсуждаем эту проблему, например, на заседаниях рады Министерства культуры. Спорим. Проблема деликатная. Догматически, по общему стандарту ее не решить: подход к каждому зданию должен быть индивидуальным. Например, на улице К.Маркса, где что ни дом, то памятник».

На этой улице, кстати, уже и ограждения лестниц, ведущих в подвалы или на первые этажи, выглядят как произведения искусства: художественная, почти кружевная ковка, литье, резьба. Кажется, что кое–где бизнес даже переусердствовал: ширина тротуара между дизайнерскими изысками чуть превышает метр. Тесновато.

А может, это и неплохо? Множество европейских городов выросли вокруг рыночных площадей или торговых улиц. Сейчас они стали местом притяжения туристов: тесно, шумно, но это и влечет. В советской и новейшей истории белорусских городов не было ни рыночных площадей, ни торговых улиц в классическом понимании, с коваными кренделями или башмаками над входом, как в Риге и Таллине. Но кое–что появляется. Улица Зыбицкая — один из примеров. Пусть будут и другие — на Б.Хмельницкого, К.Маркса, где–нибудь еще... Пусть не без издержек. Положимся на мнение авторитета: время все расставит по местам.

Но хорошо уже вот что. Прежде творить красоту полагалось лишь высоким инстанциям, властным и архитектурным. Нам оставалось принимать их плоды с восторгом или досадой. Теперь же создавать красоту на своей земле могут если не все, то многие из нас. Официально, легально. С помощью профессионалов, конечно, оплачивая их труд в меру своей состоятельности. У кого–то получается, у кого–то не очень, где–то рождается красота, где–то китч. В конце концов, понятие малой родины весьма относительно применимо к бизнесу, большому или малому. Но его ответственность за среду своего обитания выше, чем у рядового гражданина. Потому что больше возможностей — обезобразить ее или облагородить. Пусть старается и соревнуется. Каждая новая попытка будет более успешной. Творить красоту — этому надо долго учиться. В интересное время живем!

ponomarev@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter