МАРТу исполняется два года: что сделано и что в планах?

Регулятор на весах торговли

Два года назад Минторг переименовали в МАРТ. Что, в принципе, на тот момент тоже было неплохо. Ведь ходили слухи, что министерство и вовсе может перестать существовать. Вышло иначе. Обновленное ведомство получило не только красивую аббревиатуру, но и новый набор функций. От традиционного контроля за рынком тогда намеревались уйти в сферу антимонопольного регулирования и создания равных условий для конкуренции. Все ли получилось?

Владимир Колтович. 
Фото БЕЛТА

В самом начале своей работы министр антимонопольного регулирования Владимир Колтович обозначил ряд ключевых задач. Глобально их можно разделить на две группы: экономия бюджетных средств и стабилизация ценовой ситуации. Предлагалось решить их через корректировку законодательства о госзакупках, обучение антимонопольным расследованиям и изменение соответствующего закона, перевод ценообразования на рыночные рельсы. В принципе, двухлетний опыт показывает: сказанное на заре становления претворяется в жизнь. 

— Один из механизмов решения задач — совершенствование нормативно-правовых актов, — держал отчет на пресс-конференции в БЕЛТА Владимир Колтович. Что бросилось в глаза: под рукой у него лежала увесистая папка с бумагами и документами, которые он постепенно перебирал, рассказывая о проделанной работе. — За два года мы внесли изменения более чем в 850 нормативно-правовых актов. В том числе в три закона. К слову, всего в нашей зоне ответственности их восемь. 

В скором времени появится программа развития конкуренции. Изменение должны претерпеть законы о рекламе, о госрегулировании торговли и общепита, о естественных монополиях. В частности, документ о торговле призван установить порядок взаимоотношений между поставщиками и торговыми сетями, которые все больше набирают вес. В помощь — ряд мер. Например, нельзя будет включать в договор о поставке плату за продвижение товара и требовать бонусы за попадание на полку. 

— Сети, имея рыночную силу, навязывают свои условия поставщикам, диктуют им правила игры. Я и каждый мой заместитель бываем минимум раз в месяц на предприятиях, не только торговли. И на встрече с производителями тема дня информирования занимает меньше времени, чем обсуждение, как попасть на полки в торговые сети. Все поставщики заявляют о том, что с них требуют очень глубоких скидок на товары топовых позиций — до 40—50 процентов. Такой ситуации два-три года назад не было на рынке, — обратил внимание министр. 

Особое внимание — естественным монополиям. Из их числа, к слову, намерены исключить электросвязь общего пользования, стационарные городские телефоны и почтовую связь. В этих сегментах могут работать любые юрлица. Тем не менее, «Белтелеком» и «Белпочта» останутся доминантами, так что контроль за ценообразованием не исчезнет. Как и за формированием тарифов на услуги естественных монополий и обоснованностью их затрат. Чтобы избежать кривотолков, проект закона предполагает появление института публичных слушаний при установлении или изменении стоимости услуг. МАРТ вместе с Госкомитетом по науке и технологиям сформирует методики установления тарифов. Одной из первых в этой части станет железная дорога. 

Колтович заверил: инфляция по итогам года не превысит 6 процентов. На чем основана такая уверенность? На анализе сложившейся ситуации: сегодня в годовом выражении индекс потребительских цен снизился до 4,1 процента. Плюс в МАРТ в электронном виде поступает оперативная информация по ценам. Свои весточки шлет Ассоциация розничных сетей более чем по шести сотням видов товаров. Таким образом, в ведомстве видят, как меняется цена производителя и торговая надбавка. И констатируют: темпы роста цен производителей, особенно — сельхоз-, опережают темпы роста цен на полке. В этом плане гораздо предсказуемее ведут себя доминанты. Например, МТС и «Велком», недавно поднявшие тарифы, согласовали эти действия с МАРТом.

— Когда мы получили обязанность координировать работу по ценам, услуги связи в 2016 году подорожали на 22,7 процента. На сегодня — на 2,4 процента. Мы заключили соглашение с операторами и методологически проработали вопрос привязки роста цен на услуги к инфляции. 

druk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter