Регионы все равны

Член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий, член Комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике Николай МУСАЛИМОВ согласен с тем, что региональную политику в Российской Федерации необходимо совершенствовать. И вот почему.

Член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий, член Комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике Николай МУСАЛИМОВ согласен с тем, что региональную политику в Российской Федерации необходимо совершенствовать. И вот почему.

Авторы Концепции совершенствования региональной политики, разработанной в 2006 году, казалось бы, преследовали благую цель: перейти от политики выравнивания уровней развития регионов к преимущественной поддержке «регионов-доноров». Идея понятна: трудно добиться прорыва в экономике и перейти к инновационному развитию, «обирая» успешно развивающиеся и перспективные с точки зрения прогресса субъекты. Однако такой подход решения проблем российской глубинки обрекал Россию на увеличение и так беспрецедентно глубоких различий в уровнях социально-экономического развития регионов. Кроме того, нарушались базовые принципы российского федерализма, которые гарантируют равные права граждан на доступ к благам и услугам вне зависимости от места их проживания. Реализация такой политики могла привести к массовой миграции населения из депрессивных регионов и, как следствие, обострению межнациональных отношений, росту бытового национализма, ксенофобии и межрелигиозных противоречий. Существовала опасность оставить без внимания и активной федеральной поддержки хронически депрессивные, но геополитически важные субъекты, например Дальний Восток. Новый проект разрабатывается с учетом положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года, касающихся целей и задач региональной политики, а также инструментов и механизмов ее реализации применительно к текущему этапу социально-экономического и политического развития страны. В его основу разработчики заложили некий баланс между политикой сокращения различий в развитии субъектов Федерации и ростом их экономического потенциала – чтобы обеспечить равные возможности населения и стимулировать субъекты к развитию. Какие задачи необходимо решить, чтобы добиться поставленной цели? Во-первых, добиться рационального размещения федеральной производственной, социальной, транспортной и таможенно-логистической инфраструктуры с учетом преимуществ каждого региона. Внедрить новые финансово-бюджетные инструменты региональной политики и механизмы, стимулирующие органы государственной власти субъектов и местного самоуправления развивать свои территории. Завершить разграничение и организацию эффективного исполнения полномочий органами государственной власти всех уровней. Важно, что в новой Концепции сделан акцент на единство их целей, задач и действий, координацию работы. Для этого на законодательном уровне необходимо закрепить систему и участников правоотношений в рамках государственного стратегического планирования. Определить их полномочия, порядок взаимодействия, регламенты разработки и прохождения необходимых документов, а также степень ответственности органов государственной власти и местного самоуправления за реализацию единой государственной политики в сфере стратегического планирования и социально-экономического развития территорий. В субъектах Федерации создать условия для развития отраслей экономики, социальной сферы и формирования зон опережающего экономического роста с учетом конкурентных преимуществ каждого региона. Это приведет к росту экономики регионов, создаст комфортную среду обитания и сократит различия уровней социально-экономического развития российских субъектов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter