Регионы и их университеты должны быть неповторимы считает ректор ГрГУ имени Я. Купалы Сергей Маскевич

7 марта учреждению образования «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы» исполнится 65 лет. С каждым годом старейший вуз берет все новые высоты, подтверждая и укрепляя статус ведущего научно-образовательного центра Принеманского региона. Вот уже семь лет учебным заведением руководит Сергей Маскевич, и именно его энергия во многом определила стремительность развития университета. Своей судьбой ученый и организатор научно-педагогического процесса опроверг бытующее мнение о том, что миром, дескать, правят троечники. С моей точки зрения, дорога, по которой шел и идет ректор ГрГУ им. Я. Купалы — красный диплом университета, кандидатская и докторская диссертации, руководство вузом, — это классический образец жизненного воплощения совершенно другой теории — теории пяти властей, которая определяет главенствующие позиции в обществе не только законодательной, исполнительной, судебной и власти СМИ, но и еще одной — власти ума...
7 марта учреждению образования «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы» исполнится 65 лет. С каждым годом старейший вуз берет все новые высоты, подтверждая и укрепляя статус ведущего научно-образовательного центра Принеманского региона. Вот уже семь лет учебным заведением руководит Сергей Маскевич, и именно его энергия во многом определила стремительность развития университета. Своей судьбой ученый и организатор научно-педагогического процесса опроверг бытующее мнение о том, что миром, дескать, правят троечники. С моей точки зрения, дорога, по которой шел и идет ректор ГрГУ им. Я. Купалы — красный диплом университета, кандидатская и докторская диссертации, руководство вузом, — это классический образец жизненного воплощения совершенно другой теории — теории пяти властей, которая определяет главенствующие позиции в обществе не только законодательной, исполнительной, судебной и власти СМИ, но и еще одной — власти ума... Сфера научных интересов Сергея Маскевича до последнего времени состояла из двух разных, но обоюдоинтересных ему направлений: университетское управление системой образования, а также физика сложных молекул, в частности, молекулярная спектроскопия. Раздвинув рамки классического университета, ректор посчитал, что сегодня уже недостаточно быть лучшим вузом у себя дома, и сумел сделать реальные шаги, чтобы интегрировать ГрГУ в мировое образовательное пространство: университет был принят в состав Европейской ассоциации университетов. Кроме этого, два года назад Сергей Маскевич был повторно избран депутатом Гродненского областного Совета депутатов, и, активно взаимодействуя со структурами законодательной и исполнительной власти, все больше начал заниматься вопросами развития региона. По мнению Сергея Александровича, в Беларуси, как и в других современных государствах, становится очевидным процесс неравномерности темпов развития мегаполиса и провинциальных городов. В столицу направляются лучшие выпускники школ, наиболее грамотные и перспективные специалисты, особенно ученые. Причем чаще всего она сама их и «выкачивает» из глубинки. Движение в этом направлении в существующих условиях уже не остановить. — А что же делать регионам? — спрашиваю у Сергея Александровича. — Отказаться от ошибочного представления о том, что во всем надо равняться на Минск. Для регионов выход один — определять стратегию своего собственного развития с учетом своей специфики, т.е. географического расположения, социально-культурного наследия и потенциала. Чем отличается Гродненский регион? Прежде всего тем, что он имеет отличающиеся от других культурные традиции и памятники, границу с Польшей и Литвой. А социокультурная среда всегда будет развиваться в приграничных районах, взаимовлияя друг на друга. Важнейшим фактором, определяющим будущий облик региона, является образование и наука. Отставание этой отрасли от соседей стимулирует миграцию талантливой молодежи, чего допустить нельзя. Практика развитых стран, в том числе США, показывает, что концентрация в столице лучших научных сил вовсе не обязательна. Все это в самодостаточных государствах развивается преимущественно в провинции. Для того, чтобы и в регионах Беларуси эти процессы проходили в таком ключе, необходима специальная поддержка прежде всего региональных вузов, нужны инновационные центры, не только формирующие политику в области прикладной науки, но и учитывающие специфику и потребности региона. Что в этом смысле можно сказать о Гродно? С одной стороны, здесь динамично развиваются химическая промышленность и машиностроение. И это обстоятельство надо поставить во главу угла при создании инновационных центров, которые целесообразно встроить в структуру действующих предприятий, разместив на базе их филиалы университетских кафедр. С другой стороны, регион перспективен для туризма. Следовательно, нужны современная инфраструктура для отдыха, высокий уровень работы сферы обслуживания. Кроме этого, мы понимаем, что без современных информационных технологий и нанотехнологий университет не может стать престижным. Эффективное инновационное развитие региона и нашего университета возможно только в том случае, если эту задачу решать с помощью ведущих научных центров и вузов столицы. Но они должны воспринять это как свою важнейшую миссию. Принципиально важно, чтобы местная талантливая молодежь, выросшая в нашей социокультурной среде, могла реализовать себя в сфере технологий. Мне импонирует программа возрождения малых городов, которая идет под патронажем Президента Беларуси Александра Лукашенко. Одним из наглядных примеров ее реализации в нашей области может служить благоустройство Волковыска. — Идея ваша хороша, но сколько может стоить ее реализация и что, кроме денежных средств, для этого нужно? — О стоимости таких проектов можно говорить после разработки стратегического плана. Что касается расходов на инфраструктуру и информационную поддержку инновационной деятельности региона и университетов, которые осуществляют устойчивое накопление требуемого интеллектуального потенциала, то нужно 10—15 млрд. рублей в год.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter