Региональный, отнюдь не провинциальный

В регионах обсуждают решения Республиканского педсовета

Проблемы образования всегда в центре внимания общества. Республиканский педсовет с участием Президента поднял вопросы на злобу дня. О видении настоящего и будущего высшего образования, понятии «провинциальный вуз», трудоустройстве выпускников наш разговор с ректором Гомельского государственного университета имени Ф.Скорины Сергеем Хахомовым.

Фото предоставлено ГГУ им Ф.Скорины
— Большой педагогический форум затронул наболевшие темы. А что лично вас задело за живое?

— В диалоге форума для себя выделил позиции, касающиеся высшего образования: совершенствование правил приема, привлечение лучших учителей к преподавательской работе в вузах. В частности, сейчас в основном школы, лицеи и гимназии стараются приглашать наших преподавателей для подготовки детей к олимпиадам, проведения занятий с углубленным изучением предметов. Но и в вузовских программах достаточно большой объем занимают дисциплины, где педагоги средней школы могут оказать помощь в повышении качества подготовки будущих учителей. На мой взгляд, это разделы, связанные с прохождением педагогической практики, методикой преподавания дисциплин, непосредственно связанных с педагогикой, что поможет сделать обучение в вузе более практико–ориентированным. И еще важный аспект состоявшегося разговора: педсовет не только обозначил проблемы, но и задал векторы перемен. Совершенно очевидно, что необходимо оптимизировать структуру специальностей вузов, определиться с подходами в подготовке студентов заочной формы обучения, изменить системы прогнозирования потребности в кадрах и заказа на подготовку специалистов.

— Вас это, конечно, покоробит, но когда речь заходит о региональных институтах–университетах, фоном возникает такое понятие, как «провинциальный вуз»...

— Язык не поворачивается назвать провинциальным университетом Гарвард, Оксфорд, Кембридж или, что ближе к нам, Ягеллонский университет, хотя все они расположены не в столицах. Я согласен с мыслью Главы государства, высказанной на педсовете, что деление университетов на столичные, ведущие, региональные — это, скорее, вопрос риторики. Лично в моем представлении региональный университет должен выпускать специалистов высокой квалификации, иметь международное признание и достойный рейтинг. В то же время областной вуз по факту готовит кадры для предприятий и организаций своего региона, а значит, ориентирован на местный рынок труда. Во время Республиканского педсовета Президент несколько раз образно сравнивал профессионалов, неравнодушных людей, стремящихся к полезному результату, со спортсменом, преодолевающим планку при прыжке в высоту. Так и университет, где бы он ни находился, должен постоянно повышать для себя эту планку, характеризующую уровень образовательного и воспитательного процесса и научных исследований. Такой пример: ГГУ им. Ф.Скорины уже много лет готовит специалистов для столичного предприятия ОАО «Интеграл», там же работает филиал кафедры университета. Около 80 процентов кадрового состава подразделений резидентов Парка высоких технологий EPAM и IBA, которые территориально расположены в Гомеле, укомплектованы выпускниками местных университетов. Другими словами, региональные вузы имеют свои традиции, значительные научные достижения и сильные научные школы, известные и признанные, в том числе за рубежом. Что до укомплектованности и квалификации профессорско–преподавательского состава, то она сегодня отвечает требованиям высшей школы. В областях расположены академические институты, и учреждения высшего образования стремятся использовать потенциал и опыт научно–исследовательской работы сотрудников этих НИИ. Во многих вузах преподают академики и члены–корреспонденты Национальной академии наук.

— Достаточно ли современна учебная и материально–техническая база учреждений высшего образования? Насколько быстро удается подстраиваться под тенденции и запросы времени?

— Начну с того, что в высшей школе страны существуют нормативы, регламентирующие обновление материально–технической базы, оборудования, которые контролируются, и в вузах сегодня действительно созданы условия для получения полноценного высшего образования. Учреждения развиваются вместе с обществом, экономикой, и, естественно, на определенном этапе одни специальности становятся менее актуальными, в других же возникает острая потребность. Например, сейчас рассматриваем вопрос открытия на факультете физкультуры ГГУ им. Ф.Скорины специальности по подготовке тренеров, в которых наша область очень нуждается. В Гомеле десятки призеров и победителей чемпионатов Европы, мира, Олимпийских игр. Ранее открыли такие новые специальности, как электронные системы безопасности, программируемые мобильные системы, информатика и технологии программирования, социальная работа. То есть процесс достаточно подвижный...

Фото БЕЛТА

— Насколько сегодня для регионов актуальна проблема: лучшие выпускники школ уезжают в Минск, а в областные вузы поступают преимущественно те, у кого это не получилось?

— В нашей области в целом сбалансированная ситуация с набором абитуриентов. Дополнительно набираем буквально на несколько вакантных мест. Есть и конкурс, и достойный уровень подготовки школьников. Например, абитуриенты, показавшие ныне лучшие результаты при поступлении в университет, учились в Гомеле и городах области: Елизавета Тетюня — 368 баллов; Елизавета Кухаренко — 367; Ксения Прядко — 353; Игорь Миранович — 349; Марина Караваева — 342 балла... Знаете, процесс перемещения успешных, предприимчивых, талантливых людей из регионов в столицу происходил всегда и не только в сфере образования. На мой взгляд, одно из важнейших достижений системы ЦТ как раз в том, что она позволила молодым людям из глубинки поступать и учиться в Минске. Современная молодежь прагматична и по–хорошему амбициозна, и ее нельзя обвинять в отсутствии местечкового патриотизма. Разработанные в стране правила приема в вузы обеспечивают равные права при поступлении и позволяют выбрать место своей будущей учебы. И надо отдать должное, столичные вузы обладают достойным кадровым потенциалом, хорошей материально–технической базой, занимают высокие позиции в международных рейтингах. Профессионалы хорошо понимают, каких усилий это потребовало от коллективов, сравнивая бюджеты белорусских и зарубежных университетов, находящихся на близких рейтинговых позициях.

— Сергей Анатольевич, как вы предложите конкурировать областным вузам?

— Не цель создать административные барьеры, чтобы не ехали в столицу, а надо создавать условия на местах, чтобы здесь получали качественное образование. Необходимо вкладывать средства в региональные вузы, делать привлекательной учебу в областях. Иначе будем повторять ошибки, которые уже проходили. Например, после катастрофы на ЧАЭС, несмотря на наличие в стране трех медицинских вузов, долгое время не удавалось решить проблему дефицита врачей в Гомельской области, пока не был основан медуниверситет в Гомеле.

Фото БЕЛТА

— На ваш взгляд, способна ли поддержать этот здоровый баланс интересов грядущая оптимизация структуры специальностей и сети учреждений высшего образования?

— С моей точки зрения, к этому процессу необходимо подойти вдумчиво и осторожно. Действительно, нужно найти определенный баланс в подготовке кадров в столице и на местах. Может случиться, что под оптимизацию в первую очередь попадут региональные вузы, а потом из Минска попробуй распределить выпускника в район. Статистика свидетельствует и практика показывает, что в Гомельской области работают в основном местные специалисты, поэтому важно иметь возможность подготовки кадров по широкому спектру специальностей, что улучшает в том числе инвестиционную привлекательность региона. В свое время одним из весомых аргументов для открытия подразделения IBA в Гомеле явилось именно наличие университетов с качественной подготовкой по физико–математическому направлению.

— Хорошо. Подготовили специалиста. Как обстоит дело с трудоустройством недавнего студента? Нужно ли что–то менять в конечном звене этой цепи?

— В первую очередь вузы, открывая и сохраняя специальности, ориентируются на запросы рынка труда. Однако стоит сказать, до нынешнего года подготовка специалистов велась по заявкам, которые подавались заказчиками кадров за пять лет до набора. Но многие процессы в мире и экономике настолько ускорились, что за столь длительный промежуток времени происходят значительные изменения, влияющие и на распределение подготовленных специалистов. Связка вузовское образование — трудоустройство действительно требует совершенствования. На Республиканском педсовете анонсировались изменения системы прогнозирования потребности в кадрах и заказа на подготовку специалистов. Предполагается функцию заказчиков кадров передать Министерству экономики и Министерству труда и соцзащиты. Среди вариантов дополнительных мер видится также усиление ответственности предприятий–заказчиков и введение системы льгот по привлекательности трудоустройства выпускников вузов.

И не менее важна тема закрепления кадров. Ее нельзя упускать из вида. Анализ показывает, что в разных районах Гомельской области доля молодых специалистов, остающихся после обязательной отработки, значительно различается. Там, где местные руководители уделяют этому вопросу внимание — стимулируют и поддерживают, молодые специалисты остаются и продолжают работать.

dralukk73@mail.ru

Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?