Региональный — не значит провинциальный

Гродненский государственный университет тесно взаимодействует с социальной и экономической сферами своего региона

Вуз и регион. Сегодня, когда на государственном уровне активно идет процесс формирования региональной политики в сфере образования, эта тема становится особенно актуальной. Проблема обеспечения квалифицированными кадрами отраслей социально-экономического комплекса так или иначе стоит во всех областях Беларуси. Где-то достаточно строителей, но не хватает врачей, где-то преизбыток инженеров, но пришлось бы очень кстати пополнение в аграрном секторе. Этот баланс во многом зависит от наличия в регионе высших учебных заведений соответствующих профилей.Можно ли решить эту проблему на уровне области? Во многом можно, как показывает опыт Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Вуз, созданный на базе педагогического института, перешагнул рамки классического университета и вплотную подошел к созданию учебного заведения нового типа — университетского комплекса, особенностью которого является тесное взаимодействие с социальной и экономической сферами региона. В основе этого поступательного движения как раз и лежит стремление наиболее полно удовлетворить потребности области в квалифицированных дипломированных кадрах. О том, как удается реализовывать эту концепцию развития университета  в регионе, состоялся наш разговор с ректором ГрГУ профессором Евгением Ровбой. 

— В Гродненском государственном университете  на двенадцати факультетах и в пяти колледжах сегодня ведется подготовка по 60 специальностям. Это цифра впечатляющая на уровне не только области, но и республики. Причем эти специальности самого различного профиля: от традиционных педагогических до инженерных, экономических, технологических. А в нынешнем году в ГрГУ решено открыть инженерный факультет. У скептиков, наверняка, возникает вопрос, не слишком ли далеко простираются планы и амбиции университета?

— У решения реализовывать концепцию университетского комплекса и планов, связанных с движением в этом направлении, — объективные предпосылки. Система высшего образования  досталась Беларуси в наследство от СССР. В рамках Союза республики играли роль регионов, и баланс разнопрофильности образования в них соблюдался. Так и Беларусь имела все вузы, необходимые для ее гармоничного социально-экономического развития. 

Эти вузы сохранились и теперь. Однако в масштабах уже нашей страны Минск, как столица государства, стал играть роль метрополии. Регионами же в ней являются области. Именно поэтому нам предстоит строить образовательную политику и формировать ее структуры уже в рамках областей. 

Для каждого региона ситуация складывается своя. Так, в нашей области сказывается отсутствие регионального технического вуза и соответственно наблюдается нехватка специалистов инженерного профиля. В частности, строителей, дипломированных специалистов по обслуживанию автомобилей. 

По данным облисполкома, потребность в специалистах с высшим образованием в гражданском и промышленном строительстве в 2005 году удовлетворялась примерно на 40 процентов. А на период до 2010 года область нуждается в 2200 таких специалистах.  Что же касается технического обслуживания автомобилей, то только, к примеру, в Лидском районе требуется три десятка таких специалистов ежегодно в течение ближайшей пятилетки. 

Университет в рамках своих возможностей стремится восполнить этот дефицит. Так, в свое время мы открыли подготовку по юридическим и экономическим специальностям, которые были очень сильно востребованы на рынке труда. Сейчас же принято решение создать инженерный факультет. Определенная база для этого уже создана. В ГрГУ ведется обучение студентов по трем техническим специальностям — в области радиоэлектроники и приборостроения, технологии обработки материалов. Еще две – «гражданское и промышленное строительство» и «техническое обслуживание автомобилей» откроются в новом учебном году. Все они и составят основу инженерного факультета. 

— Открытие новых специальностей — дело не только ответственное, требующее подготовки преподавательских кадров, но и дорогостоящее. При этом всегда есть компромиссный вариант — совместная подготовка специалистов с профильными вузами других регионов Беларуси. Почему вы предпочли более сложный и более затратный путь — открытие собственного факультета?

— Действительно, такие варианты существуют. И мы активно их используем, во многом решая проблему расширения спектра специальностей за счет совместной подготовки с Брестским техническим, Могилевским и Витебским технологическими университетами, Полоцким государственным университетом, Могилевским университетом продовольствия. Однако, как вы правильно отметили, это все-таки путь компромиссный. Он позволяет компенсировать потребность в кадрах, если она относительно невелика. Но когда такая необходимость исчисляется в сотнях специалистов, то компенсировать ее можно только с открытием собственной подготовки.  

Конечно, средств на решение такой масштабной задачи, как открытие факультета, потребуется немало. Но  это перспективные вложения, которые окупятся сторицей для университета и региона. 

Инженерный факультет организуется не на пустом месте. Основой для него станет потенциал одного из сильнейших факультетов университета — физико-технического, на котором работают 8 докторов и 34 кандидата наук. Уже сейчас здесь ведется подготовка по 13 техническим специальностям совместно с другими вузами. 

Кадровый вопрос решаем, приглашая выпускников аспирантуры ведущих вузов страны, развивая сотрудничество по обмену специалистами с учебными заведениями республики и ближайших соседей. 

В формировании материально-технической базы нам существенно помогают областные власти. Для размещения инженерного факультета и регионального научно-технического парка принято решение реконструировать корпус одного из бывших гродненских заводов. 

— Примеров тесного взаимодействия вашего университета и региональных властей немало. И на недавней встрече с коллективом ГрГУ председатель облисполкома Владимир Савченко пообещал продолжить поддержку вуза конкретными делами: приобретением компьютерного, мультимедийного оборудования, выделением новых учебных площадей. В такой ситуации можно строить вполне конкретные, далеко идущие планы на будущее. Знаю, что вы вплотную подошли к реализации идеи создания на базе ГрГУ университетского комплекса… 

— Эта идея уже реализуется. Мы одними из первых в Беларуси начали интегрировать в систему высшего образования средние специальные учебные заведения. Сегодня таких колледжей пять: два из них в Гродно, два в Лиде и один в Волковыске. Это позволяет университету формировать уже собственную региональную структуру в рамках области. 

Сегодня в  Лиде, где действует два колледжа ГрГУ — технологический и педагогический, прорабатывается вопрос о создании филиала университета. В мае планируется слияние этих учебных заведений, что станет первым шагом на пути к филиалу вуза. 

Не возьмусь называть конкретные даты, но в недрах самого ГрГУ  инженерный факультет со временем имеет все предпосылки перерасти в отдельный «дочерний» технический вуз. Уже сейчас с учетом этого мы формируем материально-техническую и кадровую базу. 

Таким образом, идет процесс формирования университетского комплекса. Его создание позволит обеспечить Гродненскую область собственными квалифицированными кадрами. 

С другой стороны, университетский комплекс будет способствовать более тесному взаимодействию научной инфраструктуры и экономики региона, что особенно важно в русле реализации государственной политики поддержки инновационного пути развития национальной экономики. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter