В феврале Правительство определило порядок градации регионов по уровню социально-экономического развития. В основе — расчет комплексного интегрального показателя, который включает уровень зарплат, среднегодовую численность населения, число занятых в экономике, выручку от реализации продукции, товаров, работ, услуг и розничный товарооборот на душу населения. Принимается во внимание и представленная облисполкомами информация об объеме собственных доходов консолидированных бюджетов районов и бюджетов городов областного подчинения. Значение интегрального показателя менее 72 процентов — сигнал, что территория отстает по уровню социально-экономического развития. Министерство экономики провело анализ данных — в список отстающих попал 31 район. Сегодня стоит задача — подтянуть их до среднереспубликанского уровня — отметил Премьер-министр Сергей Румас на заседании Президиума Правительства, где рассматривался этот вопрос.
Сергей Румас обратил внимание: конкретный набор конкурентных преимуществ, накопленных компетенцией и потенциала динамики развития таких регионов в зоне ответственности губернаторов, а координатор этой работы — Минэкономики.
— Уместнее говорить не о плане индустриализаци, как предлагает Минэкономики, а о плане развития. Ведь развитие территории может быть связано не только с поступательным движением в промышленности, но и в сфере услуг. В частности, туризма, что очень актуально для многих отстающих регионов. В результате выполнения плана из группы отстающих — 31 район — должны выйти 11 районов и 5 вплотную приблизиться к выходу из нее.
Также Премьер-министр обратил внимание: все проекты, внесенные в план, должны быть обеспечены реальными источниками финансирования. Деталями поделился министр экономики Дмитрий Крутой. По его словам, во главу угла развития отстающих районов положен принцип создания новых производств.
— Мы подготовили план индустриализации. По сути, это план инвестиционного развития. Исходим из того посыла, чтобы в этой программе не было «воды», во главу угла был поставлен принцип создания новых производств и новых предприятий. Сформирован пакет из 280 проектов.
54 проекта будут созданы с нуля. Порядка 80 проектов — инвестиции в действующие производства, около 140 проектов относятся к сфере инфраструктурных. 30 процентов — это промышленная инфраструктура, а остальное — социальные объекты. Также еще есть 224 инвестиционных предложения. Это бизнес-идеи, которые необходимо отрабатывать с заинтересованными.
Ожидается, что реализация плана в крат-косрочной перспективе позволит в два раза увеличить объем инвестиций и остальные ключевые показатели развития. Причем динамика будет выше, чем в среднем по областям, где эти районы расположены. В основном проекты будут реализовываться за счет отечественных инвесторов.
— Условия для инвесторов — один из самых дискуссионных вопросов. При этом весь пакет преференций там уже действует. Все районы подпадают под действие Декрета № 6 по малым городам и сельской местности. Там свой объем налоговых льгот. Часть районов имеет участки СЭЗ, и там будут реализовываться проекты. В первую очередь в сфере промышленности.
План индустриализации будет сформирован по всем отстающим в развитии районам. Документ будет структурирован по трем направлениям: новые проекты, действующие производства и инфраструктура. Отдельно по каждому району есть свой план социально-экономического развития на 5 лет, и туда эти проекты также будут включены.
sichevich@sb.by
Фото: БЕЛТА