Реформы в Беларуси и их стратегические последствия

Пока западные эксперты гадают, решится ли Беларусь на серьёзные экономические реформы и обсуждают «консерватизм» в речах белорусского лидера, глубокие преобразования уже стремительно претворяются в жизнь
Пока западные эксперты гадают, решится ли Беларусь на серьёзные экономические реформы и обсуждают «консерватизм» в речах белорусского лидера, глубокие преобразования уже стремительно претворяются в жизнь


Как ни парадоксально, реформы в Беларуси стали неизбежными уже в силу одних только внешнеполитических (и именно политических) обстоятельств. Дело в том, что после начала украинского кризиса в 2014 году внешняя политика Республики Беларусь превратилась из деятельности по добыванию ресурсов в собственно внешнюю политику.

Это, конечно, не значит, что до 2014 года содержанием внешней политики страны был лишь поиск доступа к ресурсам. Она была сложной и многоуровневой, почти как сейчас. Однако именно в поиске доступа к ресурсам состояла её главная функция до 2014 года. Поскольку экономика основывалась в значительной мере на распределении ренты, извлекаемой из доступа к российским энергетическим ресурсам, другому сырью, а также относительно защищённому от международной конкуренции постсоветскому рынку сбыта, обеспечение этого доступа и было главной функцией и решающей задачей внешнеполитической деятельности. В этих условиях значительная часть промышленных и сельскохозяйственных предприятий были исключены из международной конкуренции и в некотором смысле представляли собой механизм распределения рентной прибыли среди населения страны.

Так вот, конец этой ситуации положил именно украинский кризис.

Стране вдруг понадобилась внешняя политика. Не как способ от одного источника ресурсов перейти к другому. А именно как способ правильного позиционирования себя на международной арене и предотвращения катастрофы в области безопасности. Иначе говоря, внешняя политика как инструмент действия в стратегическом измерении.

Необходимость же обзавестись внешней политикой, решающей стратегические задачи, подтолкнула и к тому, чтобы выработать стратегических подход к реформам.

Конечно, к этому настоятельно подталкивали также и экономические обстоятельства. Многомерный экономический кризис в России, усугублённый украинским кризисом, снижением цен на нефть и газ, взаимными санкциями и конфронтацией Запада и России. Всё это тоже сыграло огромную роль. Но не главную.

Какими же будут и уже являются белорусские экономические реформы? Целый ряд заявлений Президента страны и высших должностных лиц в апреле — мае текущего года позволяют сделать на этот счёт несколько выводов.

Во-первых, из-за соображений, связанных с учётом общественного мнения в стране, белорусское руководство реализует подход, который можно назвать «проведение реформ без объявления о них». Экономические реформы в Беларуси уже идут: в виде роста пенсионного возраста, тарифов на услуги ЖКХ, реализации финансовой и фискальной политики, соответствующей рекомендациям международных финансовых институтов. Изменение порядка оказания поддержки предприятиям реализуется как раз сейчас. На подходе — либерализация рынка труда, оптимизация госпредприятий и целый ряд других мер. Думаю, в комплексном виде мы услышим об этих преобразованиях на пятом Всебелорусском народном собрании 22—23 июня 2016 года.

Во-вторых, белорусские реформы не имеют в качестве самостоятельной цели сокращение государственного сектора и расширение частного сектора. Конечно, такой результат и предполагается в качестве неизбежного конечного результата преобразований. Однако ставить любые цели, связанные с приватизацией, учитывая крайне неблагоприятную конъюнктуру рынка и, скажем так, непростое положение многих белорусских государственных предприятий, было бы просто глупо. Поэтому неизбежной составляющей экономических реформ в Беларуси является работа государственного аппарата, направленная на повышение эффективности государственных же предприятий.

В-третьих, хотя государственная мобилизация в целях повышения экономической и финансовой эффективности предприятий госсектора традиционно рассматривается как дело безнадёжное, в этот раз к ней следует отнестись серьёзно.

Почему?

Потому что она сопровождается беспрецедентной антикоррупционной кампанией. Потому что государство жёстко намерено отказывать в финансовой помощи предприятиям, которые окажутся неспособными повысить свою финансовую эффективность. Потому что в этот раз такая «борьба за эффективность» будет проводиться с полноценным задействованием механизмов экономической несостоятельности и банкротства.

В-четвёртых, для того, чтобы компенсировать издержки такой государственной мобилизации (особенно — связанные с негативным влиянием активности правоохранительных органов на бизнес-климат), государство будет также реализовывать политику экономической либерализации. Она вряд ли будет универсальной. Скорей она будет нацелена на содействие развитию новых малых и средних предприятий, созданию новых компаний, которые смогли бы повысить конкурентоспособность национальной экономики и одновременно поглотить трудовые ресурсы, высвобождающиеся с предприятий, прошедших через банкротство или оптимизацию. Эти новые компании в течение нескольких лет будут пользоваться налоговыми льготами, будут защищены от административного давления региональных властей и поддержаны иным образом.

Наконец, неотъемлемой частью белорусских реформ является полное сотрудничество властей с международными финансовыми институтами. В этот раз, в отличие от прошлой практики, такое сотрудничество является обязательным требованием высшего руководства страны. И в этот раз такое сотрудничество облегчено ранее заключённым соглашение о стабилизационном кредите с Евразийским фондом стабилизации и развития. Те же жёсткие условия, которые выставленны ЕСФР в значительной мере являются условиями для получения поддержки и со стороны МВФ, других институтов.

В-шестых, важным элементом реформ является реализация крупных проектов, которые должны создать каркас новой белорусской экономики и определить её место в международном разделении труда на новом витке технологического прогресса. Это Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень», дальнейшее развитие Парка высоких технологий, Белорусская АЭС, амбициозные проекты в военно-промышленном комплексе и целый ряд других проектов с участием ведущих транснациональных корпораций, которые сейчас находятся на разных этапах разработки.

В случае успешной реализации белорусских реформ какой результат получим мы и наши соседи?

Прежде всего, Беларусь сохранит себя как суверенное государство и не станет «несостоявшимся» государством.

Беларусь также будет постепенно снижать зависимость от России и придёт к большей географической сбалансированности и большему разнообразию экономических интересов и стратегических коммуникаций.

Беларусь далее станет важным промышленным, технологическим, энергетическим и логистическим хабом в Восточной Европе с участием китайского, европейского, американского, арабского и российского капитала.

Беларусь станет важным региональным военно-политическим игроком, участвующим в оборонительном военном союзе с Россией, но также действующим в качестве сдерживающего актора по отношению к любым (в том числе — российским, если они возникнут) агрессивным устремлениям в регионе Восточной Европы.

В-пятых, Беларусь станет примером сопряжения интеграционных процессов в рамках ЕС, ЕАЭС и Экономического пояса Шёлкового пути, открывая тем самым возможности для взаимного развития и вероятного возвращения России к внешней политике, ориентированной на развитие, а не конфронтацию.

Но прежде чем все эти приятные вещи случатся, предстоит ещё сделать очень многое…
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter