Реформы для безопасности

На днях белорусская делегация вернулась из Вашингтона, где проходила очередная сессия Парламентской Ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.
На днях белорусская делегация вернулась из Вашингтона, где проходила очередная сессия Парламентской Ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. На фоне дискуссии о необходимости реформирования ОБСЕ рассмотрение проекта резолюции о совершенствовании работы организации при наблюдении за выборами, по мнению многих экспертов, считалось центральным вопросом всего заседания. О его результатах мы попросили рассказать депутата Палаты представителей, члена белорусской делегации в ПА ОБСЕ Михаила ОРДУ.

— В Беларуси, как и во многих других странах, считают, что ОБСЕ нуждается в реформировании. Тем не менее во время сессии Парламентской Ассамблеи ОБСЕ проект резолюции о совершенствовании ее работы при наблюдении за выборами наша делегация не поддержала и посчитала нужным воздержаться от голосования. Кому–то это может показаться странным, ведь рассмотрение резолюции инициировала Россия, а мы выступали как ее соавторы.

— Проект резолюции в ходе обсуждения на заседании Парламентской Ассамблеи претерпел весьма существенные изменения. Представителями США и ряда других западных стран в этот документ были внесены 28 поправок. Попросту говоря, из него были выхолощены все принципиальные положения, поэтому мы и посчитали нужным воздержаться во время голосования по этому проекту.

— Какие именно принципиальные положения «исчезли» из проекта резолюции уже в Вашингтоне?

— Например, после внесения поправок из проекта резолюции выпал пункт, требующий проведения сравнительного анализа избирательных законодательств государств — участников ОБСЕ, поскольку именно такой путь является единственно верным для выработки общих объективных критериев оценки выборов, которые бы применялись для всех стран — участниц ОБСЕ. Ведь сегодня таких четких критериев не существует. Еще на зимней сессии ПА ОБСЕ в Вене мы выступили с предложением провести анализ избирательного законодательства 55 государств — членов ОБСЕ с тем, чтобы выработать единые правила проведения выборов для всех без исключения: как для Германии, Англии, так и для Беларуси. Но еще раз повторюсь, этот пункт был исключен из резолюции. Как и пункт о пересмотре методологии организации наблюдения за выборами. Опять–таки, до сих пор отсутствует четкий механизм принятия решения о направлении наблюдателей, их персональном отборе. Нас, например, очень интересует, кто решает вопрос о направлении (или ненаправлении) наблюдателей в ту или иную страну.

В проекте резолюции выражалась также обеспокоенность тем, что ОБСЕ делит мир на «государства с устоявшейся демократией и неустоявшейся». Там было сказано, что БДИПЧ — это структура, которая должна делать акцент не на критике, а на консультациях и оказании технической помощи в проведении выборов. Все эти пункты ушли из резолюции, она полностью утратила смысл, что и повлияло на позицию Беларуси в процессе голосования. В результате был принят «пустой документ», положения которого противоречат друг другу. Кроме того, данная резолюция пошла вразрез с обращениями глав государств СНГ и министров иностранных дел стран Содружества, подписанными в прошлом году и направленными в ОБСЕ. Там отмечалось, что в этой структуре назрели реформы, нужно совершенствовать систему наблюдения ОБСЕ.

— Михаил Сергеевич, прошедшая 14–я сессия ПА ОБСЕ состоялась в год 30–летия подписания Хельсинкского соглашения, которое определило создание ОБСЕ как гаранта безопасности и установило основные десять критериев ее деятельности. На ваш взгляд, сегодня ОБСЕ соответствует тем критериям и принципам, которые были заложены 30 лет назад?

— Хельсинкские соглашения должны были заложить прочную основу системы общеевропейской безопасности. Уже в самом названии ОБСЕ содержатся эти основополагающие принципы — сотрудничество во имя и ради безопасности. Однако сегодня ОБСЕ, к сожалению, уже не играет отведенной ей роли лидера в урегулировании кризисных и постконфликтных ситуаций. Обратите внимание, сегодня миротворческие и превентивные функции ОБСЕ уже переходят к другим политическим институтам. Кроме того, в ОБСЕ до сих пор не решена так называемая проблема географических перекосов. Речь идет о том, что организация уделяет сегодня повышенное внимание Восточной Европе и одновременно предпочитает не замечать проблем в западной части Европейского континента. Нас тревожат предвзятые политические оценки ОБСЕ, которые в последнее время выходят за рамки межгосударственных отношений. Поэтому мы сегодня и призываем ОБСЕ вернуться к своим изначальным принципам, ради которых она была создана, — безопасность и сотрудничество в Европе.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter