Реформа еврозоны не пройдет?

Два года назад Брюссель был на грани нервного срыва: Великобритания проголосовала за выход из ЕС, а в США президентом выбрали Дональда Трампа, про которого председатель Евросовета Дональд Туск сказал, что “с такими друзьями и врагов не надо”. Хотя и в самом ЕС столько внутренних “друзей”, рядом с которыми и Трамп тускнеет. 2017 год как будто вселил уверенность: во Франции под “Оду к радости” Бетховена президентом стал Эммануэль Макрон, в Нидерландах победили проевропейски настроенные партии. Многие в Брюсселе выдохнули с облегчением, но, как оказалось, зря. 

И хотя партия Ангелы Меркель на выборах победила, а сама она сохранила пост канцлера, впервые в послевоенной истории в бундестаг вошла крайне правая партия “Альтернатива для Германии”. И не просто вошла, а заняла 92 места. На выборах в Австрии и Чехии победили если и не совсем евроскептики, то уж точно не еврооптимисты и точно противники приема беженцев по квотам. А в Австрии к тому же крайне правая партия Свободы вошла не только в парламент, но и в правительство — пощечина всей цивилизованной Европе. В Венгрии под яростными антимиграционными лозунгами выборы выиграл “нелиберальный демократ” Виктор Орбан. Но самый большой удар европейским демократам старой закалки нанесла Италия, где набравшие наибольшее количество голосов такие разные партии — очень левые “Пять звезд” и очень правая “Лига” — сумели объединиться, чтобы сформировать правительство. И все, что нужно было от наделенного весьма ограниченными полномочиями президента Маттареллы, только поставить свою подпись — и будет у Италии, которая, между прочим, после брексита становится третьей экономикой Европы, дееспособное правительство. Ан нет. Серджо Маттарелла подпись ставить отказался из-за того, что в новом правительстве министром финансов назначался Паоло Савона, известный евроскептик и даже, поговаривают, сторонник выхода Италии из еврозоны. Теперь самому президенту грозит импичмент, а Италии новые выборы. 

Еврозона — одна из самых больших тревог президента Макрона. Предложенный им пакет реформ подразумевает серьезные изменения для тех 19 государств ЕС, которые расплачиваются евро. Макрон хочет сделать еврозону устойчивой к кризисам и добивается принятия соответствующей программы действий. Он отстаивает идею общего бюджета и введения должности министра финансов для еврозоны. Германия хотя и называет “прорыв для Европы” приоритетом своего правительства и даже выразила готовность увеличить взносы в бюджет ЕС после брексита, соглашаться с Макроном не спешит. Говорит, что, прежде чем принимать бюджет для еврозоны, неплохо было бы принять общий бюджет для ЕС. Германские политики в отношении идей Макрона настроены довольно скептически, полагая, что они не в интересах немецких налогоплательщиков, и боясь, что общий бюджет пойдет в первую очередь на поддержку “финансово недисциплинированных” Греции и Италии. Не будем при этом забывать: если президент Франции имеет полную поддержку своего парламента и может действовать достаточно свободно, Ангеле Меркель на свой парламент нужно все время оглядываться, понимая, что далеко не все ее (и уж тем более Макрона) идеи найдут там поддержку. Она дорого заплатила за провалы в миграционной политике и продолжает расплачиваться. 

К тому же не стоит забывать, что хотя германо-французский альянс силен, он не всесилен. Об этом не устает напоминать премьер-министр Нидерландов Марк Рютте, резко выступающий против идеи общего министра финансов для еврозоны: мол, каждая страна сама в состоянии разобраться с этими вопросами. Рютте нужен противовес союзу Франции и Германии. До сих пор с этой ролью более-менее успешно справлялась Великобритания, но с ее уходом уже сам Рютте стал собирать вокруг себя что-то вроде коалиции северных стран, которым не нравится идея о том, чтобы ЕС управляли Франция с Германией. 

То, что у Макрона легко получилось во Франции, встречает все больше сопротивления в ЕС.

sbchina@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter