Реформа без шока

Нижняя палата белорусского парламента приняла во втором чтении законопроект «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан», который отменяет около 30 процентов всех льгот. За этот законопроект проголосовали 100 депутатов, 1 депутат проголосовал против.

Эта тема в Беларуси обсуждается давно. Несколько лет назад даже был подготовлен соответствующий законопроект, и некоторые ученые, экономисты, политики утверждали, что «операцию надо делать немедленно, иначе будет поздно». Однако Президент Беларуси тогда отреагировал однозначно: общество к такому шагу еще не готово. Это было сказано исходя из оценки социально-экономической ситуации. В 90-е годы около половины населения страны находилось за чертой малообеспеченности, и государство вынуждено было оказывать ему социальную поддержку всеми возможными способами.
Но с 2001 года доходы белорусов выросли в 10 раз, численность малообеспеченных граждан сократилась более чем в 4 раза. В то же время система социальных льгот после распада СССР осталась почти нетронутой. В общей сложности сегодня льготами пользуются две трети населения, и на это идет ежегодно около 300 миллионов долларов. Бюджеты далеко не каждой страны способны выдержать такую нагрузку.
Председатель Постоянной комиссии по труду, социальной защите, делам ветеранов и инвалидов Палаты представителей Беларуси, член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Сергей Каменецкий говорит, что льготы «съедают» треть бюджетного финансирования программ государственной социальной поддержки населения, средства распыляются, а в итоге на одного получателя приходится в год около 20 тысяч рублей.
Согласно соцопросу, проведенному в мае Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента Республики Беларусь, почти 40% респондентов говорят, что некоторые категории граждан, которые пользуются социальными льготами, на самом деле не нуждаются в них. 35,1% опрошенных указывают на то, что происходит перекладывание части затрат на тех граждан, которые льготами не пользуются. 35,1% респондентов считают негативным, что льготами также пользуются близкие и родственники льготников, хотя сами этого не заслужили.
Что же касается экономического аспекта, то чрезмерное увлечение «соцпреференциями» – одна из главных причин хронической убыточности организаций пассажирского транспорта, системы жилищно-коммунальных услуг, ряда других сфер и одновременно – один из факторов повышения тарифов на эти услуги. Ведь государство компенсирует этим предприятиям только около трети затрат на оказание услуг льготникам.
Таким образом, цели предстоящей реформы обоснованы и разумны. И в то же время речь идет о достаточно щадящих преобразованиях. Прежние соцгарантии сохраняются для Героев, полных кавалеров орденов Славы, Трудовой Славы, награжденных орденом Отечества трех степеней, для участников и инвалидов войн и приравненных к ним лицам, для родителей военнослужащих, погибших при исполнении служебного долга, для инвалидов I и II группы, для несовершеннолетних, проживающих в зонах радиоактивного загрязнения, и для граждан, заболевших лучевой болезнью вследствие чернобыльской катастрофы.
Льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг не будут предоставляться лицам, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий из-за алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства. Право на бесплатное получение лекарственных средств и пятидесятипроцентную скидку на услуги ЖКХ распространяется только на родителей военнослужащих, партизан-подпольщиков, погибших в годы Великой Отечественной войны, военнослужащих, погибших при исполнении воинского и служебного долга на территории других государств.
В итоге после вступления в силу принятого парламентом законопроекта на финансирование льгот пойдет в следующем году не 300 миллионов долларов, а 200 миллионов. Сэкономленные средства будут направлены на адресную соцпомощь сиротам и детям-инвалидам, на реабилитацию территорий, потерпевших от аварии на ЧАЭС.
В том, что предстоящая реформа не отразится на состоянии большинства сегодняшних льготников, депутаты и правительство не сомневаются. Ведь параллельно с законом готовится президентский указ об адресной помощи. С будущего года она будет предоставляться тем, у кого доходы составляют 80% бюджета прожиточного минимума, а с 2010-го – у кого «приход» менее 100% бюджета. Как подчеркнул Президент Беларуси Александр Лукашенко, «мы предоставим поддержку тем, кто в этом действительно нуждается, в том числе ветеранам, инвалидам. Там, где государство и экономика могут выдержать, мы будем оказывать помощь». Белорусский лидер не сомневается, что граждане с пониманием отнесутся к перераспределению льгот и социальная температура в стране не повысится.
Защищенность граждан и экономическое развитие – это две основные цели, которые сегодня стоят перед белорусским государством. И ни от одной из этих целей Беларусь не отказывается, в то же время стремясь установить между ними наиболее гармоничную связь.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter