Рефери экономики

За пять лет нужда в хозяйственном правосудии выросла более чем в два раза
За пять лет нужда в хозяйственном правосудии выросла более чем в два раза

Когда экономика развивается стремительно, неизбежно возникают проблемы и противоречия между отдельными ее «механизмами». В такой ситуации особенно значимой становится фигура арбитра, который находится «над схваткой» и призван принимать взвешенные и беспристрастные решения. Во всем мире юридические споры между так называемыми субъектами хозяйствования — предприятиями, фирмами и предпринимателями — рассматриваются исключительно в суде. Именно ему поручено пресекать недобросовестную конкуренцию между компаниями, требовать соблюдения правил игры на рынке и следить за поведением его игроков. Словом, в любом государстве роль экономического правосудия является отнюдь не эпизодической. И наша страна — не исключение. Это подтверждает сегодняшняя беседа обозревателя «СБ» с Председателем Высшего Хозяйственного Суда, доктором юридических наук Виктором Каменковым.

— Виктор Сергеевич, вы возглавляете Высший Хозяйственный Суд уже 5 лет. Чего принципиально важного, с вашей точки зрения, удалось добиться за это время?

— Прежде всего хочу отметить, что система хозяйственных судов является самостоятельной ветвью судебной власти, имеющей важное значение в оздоровлении и развитии экономики страны, совершенствовании законодательной базы.

Анализируя деятельность хозяйственных судов, можно с уверенностью сказать о том, что, несмотря на определенные трудности, мы смогли обеспечить оперативное и качественное рассмотрение хозяйственных споров. И тем самым повысить уровень доверия к судебной власти.

Это подтверждает статистика. За прошедшее время количество обращений в хозяйственные суды выросло более чем в два раза: с чуть выше чем 21 тысячи в 2001–м до почти 48,5 тысячи в прошлом году.

Изменилась и структура рассматриваемых споров. Появились новые в нашей практике дела об экономических правонарушениях, существенно увеличилось количество социально значимых дел — например, о банкротстве, об оспаривании ненормативных правовых актов контролирующих органов и т.д.

Многое сделано для технического переоснащения сферы. Хозяйственные суды Витебской, Гродненской, Гомельской, Могилевской областей уже переехали в капитально отремонтированные здания, через некоторое время получит новую прописку и хозяйственный суд Минска.

У нас внедрен технический проект «Автоматизированная информационная система ИАСУ–СХС», все судьи обеспечены персональными компьютерами, что позволило существенно оптимизировать судопроизводство, сократить вал бумажной переписки и ускорить поиск необходимой информации в законодательной базе.

— Очевидно, что в условиях значительно возросшей нагрузки особые требования предъявляются к профессиональной квалификации судей. Удовлетворены ли вы ею?

— Действительно, обеспечение системы хозяйственных судов грамотными кадрами является сегодня одной из приоритетных задач. Сейчас каждый десятый работник наших судов имеет, помимо юридического образования, еще и сопутствующее специальное. Четверым судьям присвоены звания доктора и кандидатов юридических наук, еще 16 судей и специалистов — соискатели ученых степеней.

Однако поиск более эффективных форм и методов повышения профессионального уровня продолжается. И это касается не только образования. В частности, кандидаты на должности специалистов и судей проходят специальную психофизиологическую диагностику. Для каждого сотрудника определяются реабилитационные меры, позволяющие выдерживать пресс служебной нагрузки. При этом используются методы двигательной терапии, биомеханической стимуляции, всевозможные профилактические тренинги. Словом, создана комплексная система подготовки кадров, которая попросту не позволит попасть к нам случайному специалисту с невыдающимися способностями.

— С какой категорией дел чаще всего приходится сталкиваться хозяйственным судам?

— В основном это споры, содержащие требования так называемого имущественного характера — по расчетам за поставленную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги. Причем значительная часть споров по расчетам связана с просрочкой платежей за счет бюджетного финансирования. Так что проблема взыскания задолженности с бюджетных организаций до сих пор остается очень актуальной.

Среди неимущественных споров отмечается рост дел об оспаривании актов государственных органов и органов местного управления, а также по договорам аренды. Постоянно увеличивается количество поступающих заявлений о банкротстве.

Вообще, в прошлом году общая сумма заявленных требований по всем обращениям в хозяйственные суды составила почти полтора триллиона рублей.

Если говорить об эффективности работы судей, можно отметить, что все чаще в ходе судебных заседаний стороны заключают мировые соглашения или отказываются от иска — естественно, это служит сохранению хороших коммерческих отношений между деловыми партнерами.

Кроме того, благодаря новой редакции Хозяйственного процессуального кодекса сократились сроки рассмотрения дел хозяйственными судами: с двух до полутора месяцев, а по отдельным делам — и до одного месяца.

— Как бы вы охарактеризовали влияние хозяйственных судов на совершенствование отечественной экономики?

— Дело в том, что рассматриваемые нами споры — это отражение тех социально–экономических процессов, которые происходят в государстве. Как только возникает какая–то проблема в сфере экономики, судьям на стол тут же ложатся соответствующие дела. Причем зачастую очень неоднозначные. И здесь мы уже не имеем права не то что на ошибку — на помарку! Слишком велика цена вопроса. Ведь порой речь идет даже не о миллионах, а о миллиардах рублей. За которыми к тому же судьбы не только предприятий, но и работающих на них конкретных людей.

Вместе с тем именно наши судьи на практике сталкиваются с пробелами в действующем законодательстве. И кому, как не им, первыми реагировать на то, чтобы обнаруженные недостатки были устранены?

Поэтому система хозяйственных судов не является замкнутой корпоративной системой, единственная цель которой — беспристрастно констатировать юридическую правоту в споре. Мы постоянно взаимодействуем с различными государственными органами — Администрацией Президента, Правительством, Верховным Судом, Прокуратурой, Министерством юстиции и т.д. В конце концов, задача у всех нас одна: построение стабильного, процветающего государства, в котором интересы человека превыше всего.

— А случается ли рассматривать споры с участием иностранных предприятий?

— Безусловно. В минувшем году, скажем, таких дел было 467. При этом в качестве одной из сторон выступали представители Голландии, США, Польши, Литвы, Германии, России, Латвии, Великобритании, Северной Ирландии и прочих стран. А иногда к нам за судебной защитой обращаются субъекты хозяйствования и вовсе далеких и экзотических для нас государств — Гвинеи–Бисау, Виргинских островов (Британских), Маршалловых островов, Антильских островов (Нидерландских), Сейшельских островов, Ангильи.

В основном споры с участием иностранцев касаются неисполнения обязательств по договорам, а также о признании факта ничтожности сделок.

— В заключение, Виктор Сергеевич, как бы вы в целом оценили существующее у нас хозяйственное законодательство? Нуждается ли оно сегодня в реформировании или хотя бы в корректировке?

— К сожалению, нерешенных проблем еще достаточно. Особенно это касается законодательства в области налогов, тарифов, административных процедур. Есть претензии к юридической четкости в вопросах собственности, множественности и бессистемности принимаемых нормативных актов. Очень ощущается отсутствие закона, который был бы стержнем всего хозяйственного законодательства.

Таким законом вполне мог бы стать отдельный Хозяйственный кодекс. Но пока для его принятия не созрели необходимые условия, это лишь перспектива. Сейчас же хозяйственными судами систематизируется, обобщается и анализируется судебная практика, благодаря чему вырабатываются предложения по внесению изменений в существующие нормы законодательства. А в первую очередь нуждается в изменениях и дополнениях Хозяйственный процессуальный кодекс. Ведь с момента его вступления в силу 7 марта 2005 года успели выявиться недочеты и противоречия между отдельными нормами, которые хотя и несущественны, но все же требуют уточнения. И такая корректировка, без сомнения, будет способствовать не только повышению эффективности работы хозяйственных судов, но и общей гармонизации экономических отношений в нашей стране.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter