Формула-1. Гран-при Эмилии-Романьи

“Ред Булл” возвращается в борьбу за титул

Если кому-то могло показаться, что «Феррари» по всем параметрам превосходит соперников в нынешнем сезоне, то события в прошедший уик-енд в Имоле это опровергли со всей очевидностью. Победный дубль команды «Ред Булл» и возвращение в борьбу за чемпионский титул Макса Ферстаппена вернули зрителям интригу чемпионата Формулы-1. 


Как показывает опыт, домашние трассы для формульных команд зачастую оказываются не совсем подходящими в плане скорости их болидов. И чаще мы отмечаем, как хозяева вынуждены разочаровывать своих фанатов именно на своих автодромах. Не стала исключением в прошедшее воскресенье и Имола. По темпу машин команда «Ред Булл», благодаря агрессивным обновлениям, привезенным в Италию, сумела догнать итальянскую скудерию. Поэтому упорная борьба в квалификации, а затем и в субботнем спринте, предвещала нам стать свидетелями плотного сражения этих команд непосредственно в воскресной гонке. 

В целом, так оно и вышло. Правда, гоночный темп австрийских болидов был всё же повыше, чем у итальянских машин. К тому же из борьбы за места на подиуме уже на первом круге 300-километровой дистанции выбыл испанский пилот «Феррари» Карлос Сайнс. Это и предопределило результаты тройки победителей итальянского Гран-при. 

Что же ты, Карлос?

Начало этого сезона для Карлоса Сайнса вполне можно было бы считать успешным. Два подиума в двух первых гонках. Правда, потом авария на Гран-при Австралии обозначила проблему: испанец под жестким прессингом соперничества со своим напарником способен ошибаться. 

Ошибка повторилась и в Имоле во время пятничной квалификации. Вместо того, чтобы стартовать в субботнем спринте в первых рядах, пилоту скудерии пришлось пробиваться в лидирующую группу с 10-й стартовой позиции. Отдадим должное испанцу, на старт самой гонки в воскресенье по результатам спринта Сайнс выкатил свою машину уже на 4-е место. Казалось бы, борьба за подиум к финишу итальянского Гран-при уже не за горами. Увы, так только казалось. 

Обоим гонщикам «Феррари» карты спутали пилоты «МакЛарен». Словно проснувшись после откровенно провального дебюта этого сезона, британские машины поехали. И еще как быстро поехали. Ландо Норрис вслед за Серхио Пересом обогнал Шарля Леклера в связке первых поворотов, а Даниель Риккиардо сумел опередить Карлоса Сайнса. Испанец, решил вернуть себе утраченную позицию и на позднем торможении вошел в левый поворот на треть корпуса болида впереди австралийца. Уже в самом повороте, оставив гонщику «МакЛарен» место для внутренней траектории, Карлос весьма оптимистично сместился к центру дорожного полотна, чтобы как можно удачнее войти затем в правый поворот. 

И именно это сыграло с ним злую шутку. Не удержавшись на мокром асфальте, «МакЛарен» Риккиардо соскользнул со своей траектории и тоже сместился к центру трассы. Произошел контакт, и «Феррари» развернуло. Итальянская машина увязла задними колесами в гравии, похоронив надежды местных тиффози на успех их кумира. Удар был не сильный, и будь на месте гравийной ловушки асфальтная зона безопасности, Карлос смог бы продолжить гонку. Но увы, это уже сослагательное наклонение. 

Машина Риккиардо получила еще дополнительный удар сзади от одного из своих преследователей, но австралийский гонщик сумел-таки, проехавшись, по гравию, добраться до асфальтной полоски у самых барьеров и вернулся на трассу. Правда, на финише Даниель был лишь последним. 

Для поклонников испанского гонщика уик-енд в Имоле лучше забыть. Разве что официальное объявление о подписании 2-летнего контракта Карлоса Сайнса с «Феррари» могло их утешить. В остальном же фанатам скудерии было не до торжества. 

«Большой шлем» и большие очки

После двух сходов по техническим причинам на предыдущих трех Гран-при для Макса Ферстаппена было очень важно выиграть гонку в Имоле. У него была самая большая мотивация на этот счет. И после финиша было официально объявлено, что действующий чемпион не только набрал максимальное количество очков за этот уик-енд, но и выполнил условия для получения так называемого «Большого шлема». Это поул, лидирование в гонке на протяжении всей дистанции, победа и лучший круг. 

В итоге только за один этот итальянский этап голландец заработал 34 очка, и в личном зачете сразу же вышел на второе место. И хотя его отставание от лидирующего в борьбе за чемпионский титул Шарля Леклера составляет 27 очков, теперь это уже не кажется таким недостижимым, как было до Имолы. Посудите сами: победа с лучшим кругом в обычном классическом формате способна принести пилоту 26 очков, которые в случае схода его главного соперника фактически снивелируют почти всю эту разницу.  

Весомый вклад в будущую победу в Кубке конструкторов внес и Серхио Перес, дополнивший дубль команды «Ред Булл» на итальянском автодроме в Сан-Марино. По итогам Гран-при Эмильи-Романьи мексиканец переместился на третье место в личном зачете. 

И заметьте, все это произошло на домашней трассе итальянской скудерии. Прямо скажу, браво «Ред Булл»! Впрочем, этого следовало и ожидать. Ведь еще накануне сезона мы с вами прогнозировали сильную форму болидов Эдриана Ньюи, славящегося своими гениальными находками в области аэродинамики. А тот факт, что в этом своем 12-м по счету сезоне в Формуле-1 опытный 32-летний Серхио Перес впервые в своей карьере заработал поул, причем на сухой трассе в Саудовской Аравии, еще больше подтверждает правоту моих слов. Да, у «Ред Булл» сегодня самая лучшая машина в пелотоне. И если они не побеждают в гонке, то значит, что-то не так у них пошло с настройками или с состоянием мотора. Но ни в коем случае не означает, что у кого-то оказалась более быстрая, чем у них, машина. 

Шарлю Леклеру пора обратиться к истории

У автогонщиков бытует золотое правило: чтобы заработать очки в гонке, нужно сначала финишировать в ней. И зачастую стабильность в выступлениях ценится дороже, чем яркие победы. Во всяком случае, когда речь идет о борьбе за чемпионский титул. 

Пропустив на старте вперед себя Серхио Переса и Ландо Норриса, Шарль Леклер превратил дальнейшее свое участие в итальянском Гран-при в гонку преследования. Уже после финиша руководитель «Феррари» Маттиа Бинотто признался, что в целях экономии моторесурса двигателя, учитывая прогнозы на дождевую гонку, на машинах пилотов скудерии были «приглушены» моторы. Из-за этого Шарль терял на каждом круге по 0.1 сек. Но видя, на сколько быстрее были на старте и в последующем машины «Ред Булл», вряд ли эта десятая доля секунды сыграла важную роль в победе австрийской «конюшни». 

Подсыхающая трасса не очень подходила стилю пилотирования Шарля Леклера. О Карлосе Сайнсе и вовсе нельзя ничего сказать по этому поводу, поскольку его гонка закончилась в гравийной ловушке на первом круге. А вот монегаск пытался на протяжении всего Гран-при опередить хотя бы одну из машин своих главных соперников. 

За 13 кругов до финиша пилот «Феррари» даже рискнул поехать на дополнительный пит-стоп за свежими шинами. Он рассчитывал если уж и не обогнать Серхио Переса, так хоть попытаться поставить время лучшего круга, заработав дополнительное очко. В «Ред Булл» решили ответить тем же. Благо, что преимущество пилотов австрийской команды позволяло провести дополнительные пит-стопы, не отдавая позиции. 

В какой-то момент показалось даже, что у Леклера был шанс выйти на второе место. После того, как он справился с обгоном «МакЛарен» Ландо Норриса, а Перес совершил ошибку и срезал один из поворотов по траве, машины «Феррари» и «Ред Булл» оказались в непосредственной близости. Трибуны в буквальном смысле ожили, итальянские тиффози в возбуждении поднялись со своих мест, приветствуя готовящуюся атаку их кумира. Но Серхио Перес, как говорится, «надавил на газ» и стал стремительно удаляться от своего преследователя. 

В безнадежном порыве настичь соперника Шарль перестарался при атаке одного из поребриков, и его болид, потеряв управление, вылетел с трассы, остановившись у самых барьеров. К счастью, Леклер смог выехать обратно на дорожное полотно и снова поехал в боксы к своим механикам. Потребовалась замена не только испорченных шин, но и носового обтекателя. На трассу гонщик «Феррари» вернулся лишь 9-м. 

Конечно, последовавший затем его прорыв на 6-ю позицию заслуживает уважения. Но в итоге ошибка стоила монегаску 7 потерянных очков по сравнению с гарантированным 3-м местом. И это при том, что в момент совершения этой ошибки он не вел борьбу с кем-то из соперников, а просто пилотировал свой болид, проезжая повороты в квалификационном темпе. 

По этому поводу очень метко высказался Герхард Бергер, бывший гонщик команды «Феррари» и совладелец «Ред Булл». Он посоветовал Шарлю Леклеру перелистать страницы истории, например, 1984 года, когда опытный Ники Лауда за счет своей стабильности опередил в итоге в борьбе за титул молодого тогда еще Алена Проста, чередовавшего свои победы со сходами. 

Льюис вне борьбы

Относясь с большим уважением к чемпионским титулам, я всегда с горечью смотрю на то, как чемпионы Формулы-1 уступают свои лидирующие позиции, когда их болиды перестают быть в числе самых быстрых. Так было с Михаэлем Шумахером в период становления команды «Мерседес», и еще раньше с Жаком Вильневым после ухода «Рено» из Формулы-1. Так было и с Фернандо Алонсо после его перехода из «Феррари» в «МакЛарен-Хонда» и Себастьяном Феттелем - в «Астон Мартин». Теперь нечто подобное творится и с Льюисом Хэмилтоном. 

Всего несколько месяцев назад британский чемпион активно боролся за свой 8-й чемпионский титул, а сегодня он вынужден сражаться в глубине пелотона хотя бы за попадание в очковую зону на обычном рядовом, а не финальном в конце сезона Гран-при.    

Имола-2022 в биографии Льюиса Хэмилтона наверняка будет вписана черными красками. 13-е место в пятницу в квалификации еще как-то можно было оправдать стечением неприятных обстоятельств, случайностей и крайним невезением. Но 14-е место в субботнем спринте уже отозвалось тревожным звоночком. А затем и непосредственно гонка, в которой именитый пилот «Мерседес» не смог обойти на трассе соперников, несмотря на все активные старания, которые он к этому прилагал. В итоге финишную черту он пересек 14-м, несмотря на сходы двух соперников, стартовавших впереди него. 

Проблема в машине? Безусловно. Но ведь на таком же болиде его юный напарник Джордж Рассел сумел на финише оказаться 4-м (!). И если на заключительном этапе прошлого сезона Льюис заслуживал и победы, и 8-го титула, то уже 4 месяца спустя он с горечью пропускал в роли «кругового» (отстающего на круг гонщика, - В.В.) своего главного прошлогоднего соперника. Недаром же главный консультант владельца команды «Ред Булл» доктор Хельмут Марко язвительно пошутил над Хэмильтоном: «Льюису следовало в прошлом году просто уйти из гонок и завершить карьеру». 

Хотелось бы верить, что в немецкой команде все же смогут исправить конструкторские ошибки в их новой машине, и хотя бы после первой трети сезона их пилоты вернутся в борьбу за победы. Но вот вопрос борьбы за титул, на чем не строили свои прогнозы разве что самые ленивые эксперты, похоже, вряд ли будет актуален для «Мерседес». По крайней мере в этом году. Осознавая это, Льюис Хэмилтон сам признался в Имоле журналистам, что в этом сезоне он фактически выпал из чемпионской гонки. 

«Альфа-самцы»

Еще два пилота заслуживают нашего внимания в этом репортаже. Речь идет о Вальттерри Боттасе «Альфа Ромео» и Юки Цунода «Альфа Таури». Оба на итальянских болидах, только финн с мотором «Феррари», а японец с мотором «Хонда». Боттас был заметен весь гоночный уик-енд в Имоле. 8-й в квалификации, 7-й в спринте, 5-й в гонке. Но самым важным моментом можно было бы отметить его преследование машины «Мерседес» Джорджа Рассела. 

Британец очень хорошо стартовал и оказался перед машиной финского гонщика уже на первом круге. Вся последовавшая затем гонка прошла для этих пилотов в противоборстве. Примечательным было и то, что именно из-за Джорджа Вальттерри оказался без контракта с «Мерседес» на этот сезон, вынужденно уйдя в более слабый коллектив «Альфа Ромео». 

Будем объективны, дуэль, хотя и прошла с лидерством Рассела, продемонстрировала все положительные гоночные качества Боттаса, доставив удовольствие зрителям в плане пилотского мастерства. На финише соперников разделили считанные доли секунды. 

Что касается Юки Цунода, то он поэтапно шаг за шагом улучшал свою стартовую после спринта 12-ю позицию. Под клетчатый флаг японец въезжал 7-м. Буквально за несколько сотен метров до финиша его скромный «Альфа Таури» опередил лидер чемпионата Шарль Леклер на «Феррари». Браво, Юки! Достойная гонка, хороший результат. Отметим, что именно напарник японского гонщика француз Пьер Гасли стал тем камнем преткновения для Льюиса Хэмилтона, которого британский чемпион не смог обогнать до самого финиша, оказавшись позади француза после своего первого и единственного пит-стопа. Похоже, болиды маленькой итальянской «конюшни» из Фаенцы под управлением профессора молодых гоночных талантов Франца Тоста действительно в этом сезоне получились быстрыми и конкурентными.

 Следующая гонка пройдет 8 мая в США в рамках дебютного Гран-при в Майами.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter