Речными дорогами – перекатами и порогами. Команда Минприроды и корреспондент «НГ» пять дней «штурмовали» красивую, но коварную реку.

В минувшие выходные завершилась природоохранная акция “Молодежь в защиту заповедных территорий”, организованная Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды. “Девятеро смелых” путешествовали на байдарках по реке Страча — от ее истоков до устья. Капризная и изменчивая, она берет начало в Поставском районе, проносит воды по юго-западным склонам Свентянских гряд и впадает в Вилию в Островецком районе. Часть реки протекает по заповедной зоне Национального парка “Нарочанский”.

В минувшие выходные завершилась природоохранная акция “Молодежь в защиту заповедных территорий”, организованная Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды. “Девятеро смелых” путешествовали на байдарках по реке Страча — от ее истоков до устья. Капризная и изменчивая, она берет начало в Поставском районе, проносит воды по юго-западным склонам Свентянских гряд и впадает в Вилию в Островецком районе. Часть реки протекает по заповедной зоне Национального парка “Нарочанский”.

Девятерых человек, прибывших во вторник к начальной точке маршрута — истокам реки Страча, можно было назвать командой лишь с большой натяжкой. К тому же большинство никогда не плавало на неустойчивых и хрупких байдарках.

— Страча — достойное препятствие даже для опытных байдарочников, которые не первый год плавают в команде, — предупредил руководитель группы, начальник отдела регулирования воздействия на атмосферный воздух и озоновый слой Минприроды Андрей Пилипчук.

В бассейне Страчи много озер, с которыми она соединена ручьями, речками и протоками. Ее прибрежный растительный и животный мир богат и разнообразен, в частности, он включает около 240 видов наземных позвоночных животных. В самой реке водятся хариус, ручьевая форель, корюшка, ряпушка, голавль...

Не детские вопросы

Прежде чем “покорять” реку, провели тренинг по ориентации на местности. Не осталась в тени и просветительская миссия. Перед стартом заглянули в гости в Лынтупскую школу-сад. В актовом зале собрались школьники и учителя, чтобы обсудить с представителями Минприроды экологические проблемы.

Вопросы сыпались самые разные: о строительстве АЭС в расположенном неподалеку Островце, раздельном сборе мусора, редких видах животных и растений, несанкционированных свалках. Участники акции и сами в долгу не остались — задавали детям свои вопросы и рассказывали об особо охраняемых природных территориях, национальных парках.

Готовность № 1

Формирование сплоченной команды продолжилось с помощью интеллектуальных игр, основная цель которых — научиться доверять друг другу, выработать чувство локтя, стать одним целым.

Наконец-то сели и в байдарки. “Наплавав” по несколько учебных часов, начали разбираться в функциях капитана и матроса лодки. Вечером, сидя у костра, каждый думал о своем, вернее, об общем: на следующий день нам предстояло преодолеть по реке около 20 километров и достичь деревни Ольшево.

Не доплыли!

20 мая, 6 часов утра. Наскоро позавтракав, стали паковать вещи в байдарки.

Страча возле своего истока чрезвычайно извилиста. Пронося быстротечные воды по обширным пойменным лугам — так называемому Красному болоту, река любит резко повернуть на 180 градусов и устремиться обратно, до следующего поворота, где, не исключено, повторит свой “кульбит”, а затем сузится до размеров ручья и почти полностью скроется в густой душистой траве. Незаметно пойменные луга “вытеснили” деревья и кустарники. Река, “раздвинув” берега, понеслась среди леса.

По лесным берегам Страчи обитает немало зверей: буквально на каждом шагу встречаются следы зайцев, косуль, а однажды в просвете между стволами проплыла серая громада не то лося, не то оленя. Протоки и ручьи, впадающие в Страчу, заселили многочисленные бобры, которые не дают скучать байдарочникам: отчасти благодаря этим зверькам на реке появились “баррикады” из деревьев. Как только “нарисовался” старый лес, каждые 20 метров нас ждал сюрприз: очередное поваленное дерево.

Подобные преграды пришлось преодолевать иногда по колено, а чаще — по грудь в воде, перетаскивая неуправляемые на быстром течении байдарки. Проскочив баррикаду, быстро запрыгивали в лодки, вычерпывали натекшую воду и устремлялись дальше. За поворотом — очередная преграда. И опять: капитан в воде, течение сбивает с ног и только спасательный жилет не дает погрузиться в воду с головой. Раз за разом, без передышки, на протяжении восьми часов происходило перетягивание байдарок через деревья.

Мы проплывали по Красному и Дикому каньонам, именно там, где когда-то замедлил свое движение и вовсе остановился ледник. Прокопав глубокое русло для реки, он растаял, щедро одарив ее камнями. Лес полон птиц. А на одном из участков реки от берега с плеском “отчалила” выдра, которая устремилась поперек течения на другую сторону Страчи.

Красоты красотами, однако вместо запланированных 20 километров за световой день удалось пройти чуть больше 12. Мы сильно, часа на три, отстали от графика, причем предупредить встречающих нас людей о задержке не было возможности. Подъемы на высокие берега так и не смогли “оживить” мобильные телефоны. Вот уж на самом деле дремучие места, где не ступала нога человека!

— Завтра будем наверстывать упущенное время. По плану нужно добраться до деревни Недорошля, а это ни много ни мало — 29 километров! — предупредил Андрей Пилипчук ...

Шесть часов опоздания

21 мая мы были полны решимости “догнать” убегающую от нас реку. Но день оказался под стать предыдущему, с той лишь разницей, что река стала совсем дикой и непокорной — ее течение усилилось, а глубина уменьшилась, стали появляться подводные камни.

Берега по-прежнему демонстрировали свой крутой норов, количество баррикад не уменьшилось. Река, несмотря на малую глубину, то и дело подбрасывала немало других сюрпризов, вымывая перед завалами коварные омуты. Только спасательные жилеты выручали, когда, бредя по колено в воде, кто-нибудь из участников гонки неожиданно уходил под воду с головой.

Из графика мы выбивались все больше: ни одно, даже самое пессимистичное описание маршрута, не обещало столько сложностей. Байдарки пришлось переносить по берегу три раза, что потребовало напряжения сил всей команды. Один раз путь преградил порог из камней, который перепрыгнуть так и не решились: через шумящий поток байдарки проводились порожними.

Отстав от графика уже на шесть часов, посовещались и решили плыть, что называется, до победы. В нашем случае — до того места, где Страча опять показывает невероятный фокус и, вырвавшись из теснины высоких берегов, превращается в спокойную реку, “подправленную” в свое время мелиораторами. Глубокая и прямая, прикрывшись густыми зарослями кустов, она течет через болото.

Выплыв из лагеря в 9.00, к берегу у начала болота пристали только в 20.30, причем большую часть этого времени пришлось провести в воде. За день проплыли всего 8 километров!

Из болота — на камни

Следующее утро выдалось пасмурным. Над болотом вилось марево комаров, которые, несмотря на применение защитных аэрозолей, налетали тучами. Через болото спрямленная Страча летит стрелой, и так же, развив предельную скорость, убегали от гнуса мы. Едва успевали краем глаза заметить, как у самой воды захрипел и бросился наутек дикий кабан, несколько уток взвилось над нашими головами, одна за другой пролетали нам навстречу серые цапли. На сей раз 8 километров преодолели всего за полтора часа. Путь преградил очередной каменистый порог под мостом, пересекающим реку и соединяющим деревни Страчанка и Селевичи.

Сразу после порога наш “адмирал” предупредил, что начинается самый опасный участок реки. Обмелевшая, широкая, она на протяжении нескольких километров от берега до берега “кипит” подводными камнями, через которые проход возможен только по интуиции. Кроме того, течение ускоряется и достигает в этом месте 6—7 километров в час!

Об опасности пути свидетельствовали следы пребывания наших предшественников, которые мы вскоре начали находить. На дне вконец обмелевшей Страчи попадались миски и кружки, зацепившаяся за камень смотанная бухта троса, ржавая банка с консервами. У первого же завала — остатки продуктов: буханка размокшего хлеба, сало, кусок ветчины...

Нам повезло: обстоятельно вымокнув, постоянно выскакивая из налетающих на камни байдарок, мы преодолели опасный этап.

Вскоре берега Страчи расширились, течение стало спокойным. После всех сюрпризов, которые нам преподнесла река за эти дни, ничего хорошего от нее уже не ждали и ее спокойствие не смогло усыпить нашу подозрительность. Поэтому к открывшемуся ниже по течению зрелищу мы были морально подготовлены. Вода, разливаясь ровной лентой, вдруг исчезала, словно обрезанная ножницами, и только звук бурного потока становился все громче.

Это была конечная точка нашего маршрута — остатки старой водяной мельницы: каменные опоры и два слива с перепадом воды около 4 метров. Дальше путь закрыт, хотя весной, при большой воде, отдельные смельчаки решаются на прыжок по водопаду.

Это все не зря!
...Байдарки разобраны и погружены в машину, вещи расфасованы на мокрые и “условно сухие”. Мы в последний раз собрались на берегу коварной Страчи, чтобы поделиться впечатлениями и подвести итоги.

Команда собрала представителей самых разных отделов: регулирования обращения с отходами, биологического разнообразия, земель и ландшафтов, регулирования воздействия на атмосферный воздух и озоновый слой и других.

Проходившие на всем протяжении пути встречи с представителями местных властей, руководителями природоохранных учреждений, здешними жителями позволили обсудить экологические, историко-культурные, туристические проблемы и перспективы развития региона.

И пусть не все удалось по плану, однако результаты поездки не могут не радовать. Ведь увидеть наяву всю уникальность белорусской природы — это шанс еще больше полюбить ее. Ребята, которые на всем протяжении пути не упускали случая поделиться друг с другом и местными жителями профессиональными знаниями, доказали это. А за время гонки мы превратились из отдельных участников акции в одну сплоченную команду, преследующую цель — навести порядок на земле. Ведь сообща любое дело спорится.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter