Речные горизонты

Теплоходы прокладывают новые маршруты

Теплоходы прокладывают новые маршруты

Флот Беларуси готовится к началу туристического сезона и расширяет возможности перевозки грузов водным путем.

Экзотика для туриста

Гродненец Владимир Дедюль из числа тех немногих, кто знает “глубинный характер” Немана. Он из команды капитанов теплохода “Ольга Соломова”, который вот уже более шестидесяти лет отправляется от гродненской пристани в свой путь.

— Речной флот или морской — по сути, нет разницы, ведь правила и устав одинаковые. Только там вода соленая, а здесь пресная. Чтобы вести судно по извилистому и непредсказуемому Неману и не сесть на мель, поверьте, тоже нужна хорошая школа, — говорит капитан. Кстати, за плечами у Владимира Дедюля два боевых дежурства в водах Атлантики, 15 лет службы на Северном флоте. А чтобы стать капитаном теплохода “Ольга Соломова”, ему вновь пришлось начинать с матроса и пройти пятилетнюю практическую школу речника.

Прогулка на теплоходе по реке у нас все еще считается туристской экзотикой. Но уже около десятка прогулочно-экскурсионных судов курсируют по нашим рекам и пользуются спросом. Старейшие водные парки разместились в Гомеле и Пинске. А в последние годы все большую популярность приобретает Гродно. Этому поспособствовало восстановление и открытие Августовского канала. Два прогулочных теплохода “Ольга Соломова” и “Неман” отправляются в сезон с гродненской пристани с туристами на борту. Новенький 50-местный “Неман”, который закреплен за предприятием “Гродномелиоводхоз”, был специально построен пинскими судостроителями с учетом навигационных особенностей Августовского канала, что позволяет ему курсировать даже ночью. А вот теплоход “Ольга Соломова” — это в своем роде гродненская летопись речного флота. Было время, когда старый теплоход уже едва не простился с рекой: пять лет он не эксплуатировался, ждал капитального ремонта. Наконец, в 2006 году при поддержке Гродненского облисполкома получил новую жизнь. На судне тогда заменили практически все, что можно было заменить — от двигателя до внутренней отделки. И первых пассажиров принял на борт, как новенький, стильный белый кораблик, рассчитанный на 80 человек, с комфортабельным салоном-трансформером, позволяющим принимать даже правительственные делегации, обновленной верхней палубой и всеми атрибутами, способствующими хорошему отдыху на реке. Время подтвердило: ветеран речного флота “Ольга Соломова” не только может конкурировать с новыми прогулочными судами, но и дерзнул первым в истории суверенной Беларуси пересечь границу Евросоюза по реке. Пробный рейс из Гродно по Августовскому каналу в Друскининкай теплоход совершил прошлым летом в рамках соглашения между Беларусью и Литвой о восстановлении судоходства и развитии туризма в прибрежной приграничной зоне двух стран.

— Это, конечно, неординарное событие для нашего речного флота. Ведь рейс стал первой попыткой возобновить когда-то существовавший водный туристический маршрут. В будущем между городами соседних стран могли бы пролечь туристические маршруты и наладиться водное пассажирское транспортное сообщение. Это привлечет белорусских туристов, интересующихся курортом Друскининкай, и литовских, желающих побывать на Августовском канале, в исторических местах Гродненского района. Над развитием таких перспектив мы сейчас вплотную работаем с литовскими коллегами. Созданная литовско-белорусская комиссия рассматривает изменение законодательства в плане возможностей хождения судов по водным путям Литвы вплоть до Каунаса. Обсуждается и с Польшей тема хождения по Августовскому каналу, находящемуся по обе стороны границы, — говорит начальник филиала “Гродненский участок” республиканского унитарного Днепро-Двинского предприятия водных путей “Белводпуть” Александр Маскалевич.

На песке построен город

Туристические маршруты — лишь одна из сторон речного флота. Эта отрасль хоть и небольшая, но значимая. Ежегодно перевозится около 5,5 миллиона тонн грузов по таким рекам, как Припять, Днепр, Березина, Сож, Неман, Западная Двина, а также по Днепро-Бугскому каналу. В основном это песок и песчано-гравийные смеси, которые добываются из русел рек, а также лесопродукция.

Потребности страны в речных перевозках обеспечивают около 700 судов транспортного и технического флота. Речной транспорт на фоне остального для перевозки массовых грузов является наиболее дешевым: стоимость доставки судами на порядок меньше, чем автомобильным транспортом, и в полтора — два раза меньше, чем железнодорожным. Объективный недостаток — возможность обслужить только речные районы и города, которые являются грузообразующими и между которыми есть соединение водных путей. Однако потребность в таких грузоперевозках растет. Белорусские порты способны переваливать более 20 миллионов тонн грузов ежегодно, в то время как транспортные предприятия могут перевозить около 10 миллионов тонн. Для сравнения: если одна машина способна взять 20 тонн груза, то баржа — все 400 тонн. Значит, потенциальные возможности у этой отрасли существуют.

— Немногие знают, что до 1990-х годов около 70 процентов Гродно было построено на песке, который перевезли речники. Речной песок — это возобновляемый источник. Река за год несет около 600 тысяч тонн песка, без вреда природе можно изымать около 400 тысяч тонн этого ценного материала для строительной отрасли, — констатирует Александр Маскалевич.

Филиалу “Гродненский участок” РУДДПВП “Белводпуть” в минувшем году удалось выполнить доведенные показатели: перевезено более 220 тысяч тонн грузов. А ведь год был не самым простым, филиалу в связи со строительством ГЭС на Немане скептики вовсе прогнозировали развал. Успех обеспечил перспективный подход к поиску новых потенциальных партнеров, в числе которых предприятие по производству стройматериалов и строительных смесей “Тайфун”, “Гроднопромстрой” и другие.

Новые горизонты для гродненского речного флота откроются со строительством второй базы в верхней части Немана, проектирование которой уже ведется.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter