Речная работа

До назначения начальником порта, построенного 34 года тому назад в Лунинецком районе вблизи крупнейшего в Европе горнодобывающего карьера, Михаил Коцуба  несколько лет был председателем одного из местных СПК

В торжественной обстановке на сцене Лунинецкого дворца культуры председатель райисполкома Владимир Милошевский поздравил 12 лучших людей региона с престижным званием «Человек года». Среди них был и начальник филиала Белорусского речного пароходства «Речной порт «Микашевичи» Михаил Коцуба. У некоторых гостей торжества, давно не бывавших в районе, это вызвало удивление. Ведь за последние два десятка лет микашевичский порт не раз стоял у черты, отделявшей его от угрозы ликвидации. Значит, «Человек года» в районной номинации «Транспорт и связь» все-таки сумел от нее предприятие отвести.

— Причем на расстояние более чем безопасное, — говорит заместитель председателя Лунинецкого райисполкома Андрей Мазько, показывая годовые сводки результатов работы  производственных коллективов района. – Посмотрите: в 2003 году, когда он возглавил наших речников, они перевезли и перегрузили всего лишь 70 тысяч тонн грузов, а затем эта цифра ежегодно  чуть ли не удваивалась: 2004 год – 130,5 тысячи тонн, 2005-й – 300 тысяч тонн, 2006-й – 476 тысяч тонн щебня, песка и отходов камнедробильного производства прошло через небольшой порт, расположенный рядом с микашевичским «Гранитом». 

Удивительно и то, что до назначения начальником порта, построенного 34 года тому назад в Лунинецком районе вблизи крупнейшего в Европе горнодобывающего карьера, Михаил Петрович  несколько лет был председателем одного из местных СПК. В далеко не передовом хозяйстве при нем дела пошли на лад. А до этого он одно время возглавлял районный КБО. Общеизвестно, что и эта служба в районах республики, как правило, пребывает в плачевном состоянии. Выходит, что бросали Коцубу, как на прорыв, туда, где было трудно? 

Получается, что так, соглашаются в райисполкоме. Ведь у Михаила Петровича за плечами богатейший опыт работы с людьми. За двадцать лет, отданных Лунинецкому заводу электродвигателей, он прошел путь от рядового инженера до заместителя директора. Ушел оттуда, когда на предприятии, вынужденном сворачивать производство по причине рухнувших общесоюзных связей, началось сокращение управленческого аппарата. А в том, что оказался на должности начальника речного порта, есть, как он считает, и предзнаменование судьбы. Ведь начинал свою трудовую деятельность Михаил Петрович на реке Припяти матросом Пинского судоремонтного завода. Оттуда и был призван в армию на действительную воинскую службу. 

Правда, второй приход в коллектив, особенно на первых порах, оказался трудным. У порта не было не только портфеля заказов, но и достатка плавсредств и погрузочной техники. Начинать пришлось с ремонта барж и теплоходных буксиров, выбивания кредитов под неотложные нужды, формирования надежного трудового коллектива. Уже к концу года личный автомобиль начальника, который он использовал за неимением служебного, пришел в негодность от  частых поездок по далеко не идеальной дороге из порта к трассе, ведущей в Лунинец, Пинск, Брест… Вот так небольшой трудягапорт постепенно встал на ноги, превратившись на Припяти в могучего малыша. 

Михаил Петрович связывает этот подъем с  реконструкцией микашевичского «Гранита», растущими масштабами дорожного и жилищного строительства в республике, требующими от предприятия увеличения производства щебня. Так-то оно так, но  жизнь в большинстве портов на Припяти от оживления на рынке стройматериалов ключом не забила. Почему? Чтобы понять это, а заодно и раскрыть «секрет» Коцубы, пришлось побывать в Микашевичах, где разгадка видна любому. Акватория порта, соединенная с Припятью семикилометровым каналом, расположена рядом с гигантским производственным цехом «Гранита». От него к воде идут примерно на двадцатиметровой высоте поддерживаемые бетонными опорами стальные магистрали. По ним бегут транспортерные ленты со щебнем и отсевом, получаемым при дроблении камня. А под этой воздушной «дорогой» лежат рельсы земные с вагонами и платформами, в которые и отгружаются основные объемы продукции микашевичского «Гранита». Михаил Коцуба приложил немало усилий, чтобы увеличить кусок «щебневого пирога», достающегося сегодня речникам. Для этого до сих пор приходится убеждать многих хозяйственников региона, что предприятиям, расположенным вблизи Припяти, гораздо выгоднее пользоваться водным транспортом, чем железнодорожным. А убеждать нужно не только выгодной арифметикой, но и делом, которое поставлено у микашевичских речников на высокий уровень. Они загружают  щебнем баржи, приходящие из Бреста, Пинска, Мозыря. Могут и сами доставить щебень, песок или отсев в нужное место на Припяти, для чего используются временные причалы, например, такие, как в близлежащем Давид-Городке. 

Микашевичский щебень – продукция стратегическая, которая распределяется как по территориальному, так и ведомственному принципу централизованно. В минувшем году из обозначенных правительством объемов Брестский облисполком выделил микашевичскому порту пять тысяч тонн. Речники выкупали эту квоту у «Гранита», а затем продавали потребителям «с доставкой на дом» по воде. Остальные объемы прошли через порт благодаря поиску заказчиков, в котором микашевичские речники объединяют свои усилия с соседями по Днепровско-Бугскому водному пути. Такая хозяйственная взаимовыгодная солидарность белорусских речников и позволила в минувшие годы микашевичскому порту выйти на рекордные показатели по темпам роста. 

Не боится ли в связи с этим Михаил Коцуба, что предприятие, учитывая практикующийся строгий спрос за показатели, исходя из достигнутого, окажется вновь в числе отстающих? «Нет, — уверенно заверяет руководитель, — наш речной транспортный маховик уже раскручен, и остановить его уже не сможет даже противостояние с главными конкурентами — железнодорожниками». 

Когда мы с ним говорили об этом, в порту загружалась щебнем первая за нынешнюю навигацию баржа. Из Бреста она пришла пустая. Попутного груза в областном  центре не нашлось. Избавиться от таких холостых рейсов мечтают сегодня Михаил Коцуба и его белорусские коллеги. Для того, чтобы эта мечта воплотилась в жизнь, им предстоит сделать еще немало. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter