Детей не надо учить, у них нужно учиться

Ребенок без образования


Помню, посмотрели с дочкой фильм про героев-космонавтов «Время первых». Впечатлилась я, конечно.

— Даша, а в чем бы ты хотела быть первой?

— Я бы, — мама, — хотела быть первым в Беларуси ребенком без образования.

Хохочу:

— А что бы ты делала?

— Интервью бы раздавала. За мной бы журналисты ходили и спрашивали: «Девочка, как тебе удалось избежать нашего бесплатного образования?»

А я уже развиваю про себя. Прямо вижу выпуски новостей:

«А сейчас первый в Беларуси ребенок без образования расскажет, что думает об экономической политике». Или не так: «Ребенок без образования раскритиковал предвыборную кампанию республиканцев». Я специально беру в мировом масштабе, потому что кризис образования — общая проблема.

podrostkoff.ru

Начиная с XVIII века, когда появились первые светские школы, система образования не претерпевает кардинальных изменений в том смысле, что дети приходят в учебное заведение за определенным набором знаний, которые не могут моментально использовать в жизни. На мой взгляд, это примерно, как попросить человека впрок попить воды. Ну чего?! Выпей ведро, пригодится. Нелепица, правда? Но если в XVIII—XIX веках в школах преподавали навыки, которые дети могли использовать мгновенно, — девушки рукодельничали, парни, которых готовили для государственной службы, практиковали риторику, при монастырях учили богословие, то теперь детям в голову вталкивают всего побольше, ведь лишних знаний не бывает. Физик ты, лирик, потом разберешься, а сейчас будь добр штудируй формулы и произведения. И вот человек-спортсмен становится троечником. Я вам скажу, это надо быть очень сильной личностью, чтобы с детства понять: ну и что, что я троечник, зато не трус, в хоккей вон играю. Но это же градация, рядом вон сидит Петя с десяткой, а тройка — это немножко про ничтожество. Как с этим жить, даже если ты циничный?

Вся эта система, которую за пару веков мы стали воспринимать как норму, разрушила семейные связи, потому что социум живет по схеме «у каждого свои обязанности». Так мы говорим детям и расходимся с утра пораньше, те, что помельче, — в сад, постарше — в школу, совсем взрослые — на свои работы. Встречаемся вечером и нехотя делимся впечатлениями, за день мы устали, всех себя раздали. Дети в семье не умеют толком общаться, они ссорятся, у них нет общего, кроме редких дней, когда отпуск или прогулка.

— Я по возможности уезжаю каждые выходные с семьей, потому что, если остаться дома, каждый закроется в своей комнате и уйдет в интернет, — делится приятельница.

Раньше в доме был дом. Дети получали жизненные навыки, как ухаживать за землей, за животными, и видели моментальную пользу от своих умений. Мозг современного ребенка взломан и туда заложена программа «не важно, что ты не понимаешь, зачем, делай! Пей впрок ведро воды. Что значит не хочу?! Мы все так живем!».

И я думаю, соверши я революционный поступок и откажись от образования своих детей, что будет? Вот они проснутся с утра и примутся петь и рисовать, кормить птиц и строить домик для кошки, изловят парочку муравьев, спилят сухое дерево, придумают новую игру со скакалкой или мячом, заберутся в холодильник, сварят суп как в голову взбредет, сочинят историю и разыграют представление, помогут мне вымыть пол и залезут на забор. Потом найдут книги, я скажу, что это не для них. Конечно, после таких слов дети больше всего на свете захотят их прочесть. Промокнут под дождем, расспросят, почему идет дождь. Они будут делать миллион всякого, точно не заработают близорукость и сколиоз, сидя в неудобной позе в душном классе семь часов в день, а потом еще два часа за уроками. Не возненавидят обязательные к прочтению произведения, не проклянут геометрию и не станут буллить слабочка-очкарика. А что будет через 10—15 лет, ведь они ничего не умеют? Может запросто оказаться, что через 10–15 лет они будут обучены жизни больше, чем тем те, кто просидел годы за партой. Спорно? Но есть в этом здравая мысль, и не спорьте.

Система образования во всем мире устарела или изначально пошла неправильным путем. Мы не делаем счастливых детей, мы сооружаем стену из кирпичей, о которой красноречиво высказались еще в прошлом веке Pink Floyd. И хочется только верить, что и сто, и двести лет не срок для цивилизации и скоро человечество будет вспоминать эту систему, как недоразумение и тьму Средневековья. Потому что детей не надо учить, у них нужно учиться. Может, тогда мы войдем в новый виток человеческого развития, где главным будет не технический прорыв, а духовное развитие. Ведь энергия, извлеченная из атома, может принести смерть, а сила духа и свет души наполнят мир благодатью.

— Опять в школу… — вздохнула дочь.

Хотя, может быть, она единственный ребенок на планете, который грустно вздыхает по этому поводу. И все мои слова не имеют никакого отношения к действительности. Личное мнение автора.

sulimovna@rambler.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter