Источник: Знамя юности
Знамя юности

Почему не все ПМК могут похвастать безубыточной работой

Реанимация банкрота и восемь пядей во лбу

Напомним, борисовская «ПМК-16-АГРО» находится в стадии санации. В предыдущем номере «СГ» вместе с антикризисным управляющим Михаилом Куцером и заместителем директора Алексеем Капитановым мы разбирались в ситуации, которая сложилась на предприятии, и установили обстоятельства, ставшие причиной убыточности и неплатежеспособности. В заключительной части корреспонденции узнаем, какие перспективы есть у предприятия и есть ли они вообще.

Главный показатель жизнеспособности предприятия, по мнению прораба Александра Олейника, то, что есть фронт задач для каждого работника. 

Риск — дело благородное?

Строительная организация живет тогда, когда есть производственная нагрузка. Это касается и тех, которые вошли в процедуру санации, – им как никогда нужны предложения и объемы работ. Вроде все просто: быстрее вертишься, больше зарабатываешь. Но заместитель директора «ПМК-16-АГРО» Алексей Капитанов спешит меня поправить: 

— Вы создаете идеальную модель. На практике все по-другому. Да, есть объемы работ по району, а у нас — силы и ресурсы. Только приступить не можем — с банкротами никто не хочет иметь дела. Перед нами сплошные ограничения: не имеем права участвовать в тендерах, не можем выходить на торги — в адрес неплатежеспособных предприятий запреты звучат в половине случаев. Даже несмотря на то, что стоимость работ у нас дешевле. Это же нонсенс — отдать деньги банкроту! Заказчика понять можно: ему спокойнее, когда приходит сильная организация. Но выход нашли. Сейчас работаем через «Минскмелиоводхоз» — наше головное предприятие, которое является генподрядчиком на многих объектах. «ПМК-16-АГРО» идет под их эгидой, выступая в качестве подрядчика. Мы не раз обращались за помощью и содействием – к счастью, входят в наше положение, поэтому жаловаться на отсутствие объемов работ не приходится. Вторая проблема – хотелось бы получить доступ к кредитным ресурсам, чтобы можно было рассчитывать на развитие и модернизацию производства. Бывают ситуации, когда зарплату платить нечем, а деньги на счет должны поступить со дня на день. Обычное предприятие спокойно берет кредит, чтобы через день-другой его погасить. У нас подобного аварийного выхода нет.

Нужны ли дополнительные финансовые обязательства предприятию, и без того по уши погрязшему в долгах? Но если при этом организация показывает положительную динамику, почему бы не подсобить? Тем более ситуацию контролируют местные органы власти, суд, кредитор, да и деньги поступают под конкретные цели.

Антикризисный управляющий Михаил Куцер обращает внимание еще на один аспект:

— И без того строительство — несладкая отрасль, скорее напоминающая лотерею: подписываем контракт с одной стоимостью, на выходе получаем совершенно иные цифры. Причина банальна: где-то кто-то сделал расчеты на глаз, не учитывая всех сопутствующих обстоятельств, которые возникают лишь по мере выполнения работ. Взять хотя бы рост цены на топливо – этот риск сметой не учитывается. Таких нюансов, поверьте, уйма. И это одна из первостепенных причин несостоятельности многих строительных организаций.

Беда в том, что проектно-сметная документация составляется по нормативам, исходя из усредненной ситуации, — мол, так должно быть. А покупать приходится по реальным ценам и по факту, — поддерживает позицию антикризисного Алексей Капитанов. — Нередки случаи, когда закладывают в проект один диаметр труб, а на деле такой либо уже не производится, либо не подходит для этого объекта. Подобные недоработки чреваты издержками и незапланированными расходами. В первую очередь для подрядчиков. И как бы ни старался, как бы ни оценивал риски — нет-нет, да наткнешься на подводный камень, о котором никак не догадывался. В итоге даже на самом выгодном предложении можно потерпеть фиаско. Поэтому иногда не о фантастической прибыли мечтаешь: в ноль вышел – уже счастье.

В организацию пришло много молодежи. Среди них тракторист Александр Паланевич и слесарь Василий Акулич.

Нет времени на панику

Интересно, что, находясь в санации, организация вышла на одну из высоких зарплат среди предприятий района — 820 рублей по итогам 2018-го, а в декабре прошлого и вовсе перевалила за тысячу. Еще два года назад была в два раза ниже. Неужели снова наращивают зарплаты? лишь бы людей удержать, забыв горький опыт 2014-го? Нет, оказывается, помнят. И отталкиваются от ежемесячной выручки, которая уже превышает 700 тысяч рублей. Прирост к 2017-му — 230 процентов. Фонд зарплаты в выручке — 22 процента. Не каждая организация этим может похвастать. 

— Как только предприятие начинает раздавать незаработанные деньги, оно погибает. А у нас это реальная зарплата. Наши люди давно поняли: сумма в расчетке напрямую зависит от темпов и объема выполненной работы. Поймите, если начнем экономить и выгадывать каждую копейку, коллектив разбежится, а заместитель директора и антикризисный управляющий санацию завалят, — поясняет Алексей Капитанов и раскрывает главную причину роста зарплаты: — Мы постоянно увеличиваем объемы через освоение новых видов. Например, занялись прокладкой инженерных сетей, закупив для этого соответствующие станки и оборудование. В этом году займемся еще и газоснабжением — вот-вот получим соответствующий сертификат на проведение внутренних и наружных работ. Но основной упор делаем на благоустройство – тротуары, зеленые зоны, заборы. Чтобы не терять конкурентоспособность, идем на сознательное уменьшение цены. Правда, рентабельность выходит с минимальным плюсом. Хотелось бы большего. Но стараемся выполнять работы с опережением – тогда и выгода больше. Это наш главный козырь – скорость без потери качества. 

Интересная черта: несмотря на санацию, жизнь кипит. Уже сейчас составлен портфель заказов на год вперед — планы серьезно потяжелели по сравнению с 2017-м. Еще штрих, радующий управленцев: если раньше из организации все чаще хотели уйти, сегодня, наоборот, рассматривают как одно из перспективных мест работы. Возвращаются даже те, кто уволился несколько лет назад.

Примечательно, что не все работники «ПМК-16-АГРО» знают о бедственном ее положении. Для них успешность предприятия измеряется объемами работ и финансовым благополучием ее работников.

— Банкрот ты или нет, а работать и стараться все равно надо. Тем более объемы есть, задач столько, что и паниковать времени нет, — подытожил механизатор Станислав Курневич. 

Сейчас, кстати, самое благоприятное время для развития ПМК: Борисов готовится к «Дожинкам». Строится ледовая арена, парки, запланирована перекладка около 70 километров теплосетей, ввод жилья для многодетных семей. В принципе, при благополучном стечении обстоятельств работой организация будет обеспечена более чем на сто процентов, что станет очередной ступенькой на пути к восстановлению платежеспособности.

Зонтик спасет?

Знаковый месяц — июнь, когда истекает срок санации. Предприятие хоть и более уверенно стоит на ногах, нежели два года назад, однако долгов еще более трех миллионов. За полгода их не погасить. Пока есть два сценария развития ситуации: мировое соглашение с кредиторами, так как антикризисный управляющий снял острую ситуацию, а предприятие сохранило самостоятельность. Или же продление санации еще на пару лет. Пока второй вариант более приемлем, так как предполагает менее болезненный способ погашения долгов, которые, опять же, можно реструктуризировать на пару лет. Ведь в том и кроется главная суть санации, чтобы помочь грамотно и планомерно избавить предприятие от финансового бремени, а не заставить его скоропостижно скончаться от внезапно обрушившегося давления кредиторов, от которого так бережно защищал управляющий. 

— Чтобы погасить накопившуюся задолженность, лет пять нужно как минимум. Более эффективно мешает работать изношенная техника, а обновление автопарка ни один совет кредиторов не одобрит, потому что это не прописано в законодательстве, — сетует Алексей Капитанов. 

Но у главного бухгалтера Валентины Носко подсчеты более прозаичные:

— С долгами можно рассчитаться лет за 10 при условии, что ежегодно будем погашать около 400 тысяч рублей. Для нас это безболезненная сумма. Можем и больше, только когда речь заходит о стабильности, нужно обеспечить стратегический запас оборотных средств, а не подчищать все ресурсы под ноль. Не стоит забывать: для строительства характерна цикличность – за подъемом всегда наблюдается некий спад. Хоть это и закономерно, но предприятие, которое находится на санации, к подобным колебаниям очень чувствительно. Поэтому так важно, чтобы зонтик антикризисного управляющего над нами задержался еще на некоторое время.

КОММЕНТАРИЙ

Как было сказано ранее, на Минщине 10 из 21 ПМК убыточны. Спрашивать, кто виноват, уже поздно. Зато самое время озадачиться другим, более важным, вопросом — «Что делать?» Его мы и задали заместителю председателя Комитета по архитектуре и строительству Минского облисполкома Алексею БЫКОВУ:

— Сейчас преждевременно делать какие-либо выводы, так как мы анализируем и прорабатываем ситуацию по каждой ПМК отдельно. Дело в том, что одним нужна финансовая помощь, а другим, возможно, будет показана процедура санации. Однозначно, вопрос о ликвидации убыточных организаций сегодня не стоит. Во-первых, любое предприятие — это люди и рабочие места. Во-вторых, каждая местная ПМК продолжает выполнять определенный объем работ. Разве сегодня не строятся жилые дома, детские сады, не проводится текущий и капитальный ремонт? Очевидно одно: невозможно развитие того или иного района без собственной строительной организации. Да, сейчас полно частных структур. Но мы не должны забывать о том, что ПМК — организация, которая призвана решать задачи, поставленные на государственном уровне.

Что ж, время все расставит на свои места: правильные и ошибочные суждения, чаяния и опасения. «СГ» будет наблюдать за развитием ситуации, чтобы узнать, чем все это закончится. Окончательные выводы пока неуместны: дела в «ПМК-16-АГРО» только-только набирают обороты — не спугнуть бы удачу.

syritskaya@sb.by

Фото автора.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter