Режиссер Александра Бутор - о своем новом фильме, потраченных на него 60 тысячах долларов и деньгах в кино

Реальные сказки из личного пространства

В НАЧАЛЕ месяца в прокат вышел фильм Александры БУТОР «В личное пространство вход воспрещен». Романтическую комедию крутят не только столичные кинотеатры, причем даже частные, но и те, что находятся в Гомельской и Гродненской областях. Присматривается к новинке Минщина.

Отечественный зритель Александру Бутор знает по работам в известных проектах «Беларусьфильма»: она  режиссер художественных лент «Белые росы. Возвращение» и «Сладкое прощание Веры». Картину «В личное пространство вход воспрещен» кинематографист сняла за собственные деньги. Насколько это сложно? Готов ли белорусский бизнес инвестировать в кино? Какие сюжеты вернут национальному кинематографу былую славу? На эти и другие вопросы Александра БУТОР ответила в эксклюзивном интервью корреспонденту «СГ».


— Александра, помню нашу майскую встречу в 2017-м. Тогда ваша «Вера» принесла золото Хьюстонского кинофестиваля в США, который считается третьим по значимости в Северной Америке после Сан-Франциско и Нью-Йорка. И вот спустя полгода ваше имя снова звучит, правда, уже и в качестве продюсера. Каково это — уйти в свободное плавание?

— Это классно, с одной стороны, но с другой... Новая картина — полностью мои организация, средства, риски. И это очень сложно — совмещать чисто режиссерскую работу, скажем, с функциями менеджера. Тем более, как оказалось, я плохо в них разбираюсь. Вот один из уроков, который преподнес мне первый продюсерский опыт. Оказывается, есть договор между создателями и представителями СМИ, который регламентирует сроки выхода рецензий. Я, например, приглашая журналистов на премьеру фильма, была уверена, что они делают репортажи с мероприятия. Для меня было открытием, что некоторые журналисты являются еще и кинокритиками.

Одним словом, много в нашем деле подводных камней и быть в свободном плавании невероятно тяжело. Но оно того стоит, когда видишь на экране готовый продукт, который ты вынашивал из идеи.

— А как же творческая составляющая? Некоторые молодые режиссеры утверждают, что «Беларусьфильм» ставит в рамки, ограничивает...

— Значит, режиссер не смог отстоять свою задумку. Когда я работала с «Беларусьфильмом», никто не диктовал какие-то условия в творчестве. А мне посчастливилось снять подряд два «полных метра», кстати, оба — по сценариям с моим участием. Это же круто! На киностудии, слава Богу, до сих пор принято считать, что режиссер — главный человек в съемочном процессе. Поэтому ни за что не поверю, что кому-либо из молодых на «Беларусьфильме» не дали творчески высказаться. 

Нереально выйти за поставленные рамки в продюсерском кино. Уж поверьте, знаю, о чем говорю. С этим сталкивалась в работе на телевидении. Есть продюсер, а ты крутись как хочешь, подстраивайся под его видение.

На киностудии существуют большие проблемы организационного характера, которые ставят в условия, когда сколотить свою команду сложно. Кажется, ты как режиссер видишь, с кем было бы удобнее воплотить идею. Но с теми, с кем хочешь работать, снимать кино не получится: есть свои условия, к примеру, занятость сотрудников студии – они все должны быть загружены, согласно нормам отработок.

— В этом смысле с «Личным пространством» гораздо проще: в съемочной группе — 15 человек. Это все, кого вы хотели видеть на площадке?

— Я собрала команду, в которой все с огнем в глазах и с колоссальной отдачей работали над фильмом, были влюблены в него. Сняли за 10 дней, хотя перед этим репетировали месяц. Дело в том, что в процессе задействованы и непрофессиональные актеры: Катя Самойло и Степа Летковский, Руслан Бутурля. Им нужно было привыкнуть друг к другу, сориентироваться на площадке, узнать, как работать с камерой, как жить в кадре. Для этого мы каждую сцену разбирали, проходили, импровизировали. Встречались всей группой, обсуждали, общались. Хорошая такая творческая атмосфера была.

Наш фильм — дебют в «полном метре» для молодого актера Нового драматического театра Эрика Абрамовича. Он уже получил несколько предложений о сотрудничестве после премьеры. Удачным «Личное пространство» оказалось и для Олеси Грибок, актрисы, сменившей свое амплуа на роль менеджера по актерам. Олеся сейчас работает в Москве, и ей уже предложили проект, в который она приглашена как кастинг-директор.

— Кстати, мне не показалось, что на экране засветился даже солист группы «Тяни-Толкай» Павел Тараймович?

— Нет, не показалось. Павел мой хороший друг. Он не только снимался в картине, но и работал на звуке, возил людей... Его вклад огромен. Понимаете, я придерживаюсь мнения, что в кино один в поле не воин. Не найдешь на проект единомышленников, не вдохновишь их своей идеей — ничего не получится. — Ваш фильм действительно вызвал положительные эмоции. Думаю, и зритель в глубинке за них картину оценит, ведь в ней сказано о простых ценностях — надежде, сочетании амбиций и возможностей молодежи, мечтах. Но, признаюсь, в некоторых моментах мне взгрустнулось. А это как-то диссонирует с заявленным жанром — «романтическая комедия»...

— Картина действительно начинается как серьезная драма, а потом постепенно переходит в легкую романтическую комедию. Так происходит потому, что для главного героя начало истории — настоящая трагедия. Он так воспринимает мир. Он раздувает из мухи слона. Для него все очень серьезно. Но, постепенно погружаясь в реальную, а не виртуальную жизнь, герой приходит к другим ценностям. Не два градуса дула компьютерного танка и сложенные в идеальном порядке ложечки на столе, а дружба, взаимопомощь, взаимопонимание, любовь — вот что действительно важно. И этот наш посыл очень хорошо поняли за пределами столицы — в Гродно, в Гомельской области. Люди выходили с показов со словами, что у них на сердце стало светло. Это самое главное, чего я хотела от этого фильма.

— Интересно, почему это ваш третий фильм — и снова хеппи-энд?

— Наверное, потому что я всегда, как бы ни было трудно, верю в хорошее. «Личное пространство» — история со счастливым финалом. Некоторые критики снова обвинили меня в «неправдоподобности жизни». Да, я снимаю сказки. Потому что знаю: в жизни они тоже случаются.

— К слову, о деньгах. На картину потрачено приблизительно 60 тысяч долларов. И судя по титрам, где трижды упоминается ваша фамилия (режиссер, сценарист и монтажер), вы сильно экономили. Верно?

— В этих трех ипостасях выступаю со студенчества: мне так удобно. А насчет экономии... Понимаете, либо ты пользуешься любыми доступными способами, когда единомышленники подставят плечо, либо ищешь деньги. Причем спонсорские финансы добыть чрезвычайно сложно. Лично я пробовала, когда запускался проект, и поняла: у нас деловые люди не воспринимают кино как бизнес, как средство, куда можно инвестировать энные суммы денег. Без бизнес-плана не подступиться. Ты можешь посчитать все залы, которые есть в стране, сколько в них может прийти зрителей, какие будут цены на билеты, как скоро все это окупится... Но ты никогда не будешь уверен, что именно так все и будет.

— Бизнесмены по-своему правы: кино, как и любая коммерция, — это риски. Вы, в частности, на «Личном пространстве» сколько рассчитываете заработать?

— В идеале хотелось бы хоть минимальной прибыли, чтобы хватило на запуск нового проекта. Но пока ограничимся скромными прогнозами — выйти хотя бы в «ноль». Удастся ли вернуть потраченное? Пока не знаю ответа на этот вопрос. Хочу, когда откатается проект по Беларуси, посмотреть на результаты и решить, как действовать дальше.

Попасть независимому кино в прокат у нас практически невозможно. Куда нам тягаться с продукцией Голливуда, Великобритании, России!.. Но то, что проект поддержали даже коммерческие кинотеатры, признаюсь, меня вдохновило. Это большая ответственность, кредит доверия, поэтому никуда не денешься — нужно держать планку. Показы пройдут еще в Вильнюсе и Клайпеде — но это, скажем, разведка боем. Интересно, как отреагируют на ленту наши ближайшие соседи. А еще телевизионный прокат никто не отменял... В общем, все варианты прорабатываются.

— Александра, часто доводится слышать, что национальное кино неуспешно из-за выбора тем, характерных сугубо для Беларуси. Какие сюжеты, по вашему мнению, возвратят отечественному кинематографу былую славу?

— Мне кажется, просто нужны хорошие истории, а жанр будущей картины уже второстепенен. Но где найти качественные сценарии? Лично я мечтаю снять классическую драму. Меня привлекает тема белой вороны, показанная, к примеру, в фильме Быкова «Чучело». Когда человек с открытой душой попадает в общество, где его начинают «клевать». Но пока не будет высококлассного сценария, вести речь о съемках фильма со столь глубоким смыслом нет резона. Видимо, всему свое время.

uskova@sb.by

Фото из архива Александры БУТОР
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter