Переехав в Гамбург, художница Оксана Аракчеева не исчезла из белорусского арт-пространства

Реально и сказочно

Полгода назад Оксана Аракчеева переехала в Гамбург. «Выиграла в лотерею» — такими словами она описывает встречу с человеком, который не так давно стал ее мужем. У обоих солидный багаж прожитых лет, он — немецкий химик, она — белорусская художница, и вдруг — любовь. Но чтобы вот так — уехать и не исчезнуть из родного арт–пространства, по–прежнему каждые несколько недель давать повод для упоминания своего имени в новостных лентах — тут и правда случай совершенно особый.

Даже в Праге она не расстается со своим блокнотом...

Счастье быть

Оксана Аракчеева — всюду. Презентует творчество белорусских художников и фотографов в пражском монастыре и устраивает выставку собственных работ в деревне Милашово Миорского района на стенах пуни (ну да, прямо в сарае для сушки сена, где ее креативная подруга создает картинную галерею). Участвует в публичных дискуссиях о детской литературе на страницах наших газет и демонстрирует свои иллюстрации к белорусским сказкам в борисовской библиотеке и чешском замке. Выкладывает в Фейсбуке новые рисунки для журналов «Вясёлка» и «Рюкзачок», перемежая их фотографиями с пленэров в окрестностях Гамбурга, и готовится к вернисажу в минской галерее «Университет культуры»...

В этот раз она вернулась, чтобы показать публике свой традиционный ежегодный отчет перед отцом — известным белорусским живописцем Борисом Аракчеевым. «Счастье быть вместе» — так Оксана назвала их новую общую выставку в «Университете культуры». На почти театральной афише — дочь и отец. Очень разные в своем творчестве и все–таки похожие. В первую очередь — своим отношением к профессии. Как и отец, Оксана не мыслит себя без работы. И разговор о своем «выигрыше» начинает с того, что ей повезло найти не просто мужа, а и союзника во всех своих творческих затеях. Она никуда не переехала. У нее просто появился новый дом.

...и демонстрирует на выставках родные пейзажи (деревня Засвирь в Минской области, где Язеп Дроздович писал свои пейзажи, а Казимир Свояк — стихи).

Дело семейное

Полотна Бориса Аракчеева, наверное, еще долго можно открывать для себя заново. В самом буквальном смысле. В прошлом году по случаю 90–летия отца Оксана организовала множество выставок его картин. От персональных в именной галерее Аракчеева в Крупках до совместных, с учениками и коллегами, которые устраивала в выставочных залах Минска и Праги (много лет она курирует одну из чешских галерей). В объемных, лаконичных и очень точных мазках кисти патриарха нашей живописи — едва ли не все состояния души и природы. За свою долгую жизнь он успел зафиксировать их столько, что разговоры о «неизвестном Аракчееве» возникают после каждого вернисажа. Эта выставка — не исключение. И новые «династические» проекты, обещает Оксана, будут обязательно: «Я еще много чего не показала». Рядом с пейзажами Бориса Аракчеева — свежие работы дочери, результат ее путешествий по любимым местам белорусских писателей. И ее знаменитая серия портретов. Правда, не вся, а только часть, уточняет Оксана:

— Портреты я пишу постоянно и уже сбилась со счета. Хотела еще показать свою серию «Минские окна», но она разошлась по музеям, галереям и квартирам, в мастерской осталась только одна картина. Возможно, когда–нибудь соберу все свои «Окна» для отдельной выставки.

Все свои

— Вы по–прежнему остаетесь куратором в чешской галерее «Карас»?

— Конечно, как я могу ее оставить? Сейчас вот планируем грандиозную выставку Александра Демидова, проведем ее, скорее всего, в Тршебиче, который включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Позже хотелось бы показать белорусских графиков в Страговском монастыре, это в самом центре Праги. Как мне кажется, работы Арлена Кашкуревича, Георгия Поплавского, Владимира Вишневского очень созвучны этому месту.


— А как там принимают белорусское искусство? Опыт наблюдений за реакцией чешской публики на выставки наших художников у вас многолетний.

— Могу сказать, что в Тршебиче наших не только знают, но и ждут. Да и в Праге, пожалуй. Страговский монастырь — одна из самых посещаемых местных достопримечательностей. Но его картинной галерее вернули популярность белорусские художники. Это не мое субъективное мнение, а точка зрения здешнего аббата. Во время вернисажа династий Аракчеевых, Маслениковых, Бархатковых и Батюковых вопрос, как можно купить эти работы, звучал очень часто. Белорусская природа похожа на чешскую, и наши пейзажи оказались очень близки здешней публике. Хотя первую такую выставку мы устраивали не без опасений — в чешском искусстве преобладает абстракция. Но оказалось, что реалистическое искусство — из категории вечного. В журнале отзывов люди так и пишут: белорусские художники — свежая струя в арт–жизни Праги.

— Собираетесь открывать белорусское искусство Гамбургу?

— Пока если только своей выставкой. В последнее время я делала довольно много иллюстраций к книгам наших писателей, и вдруг мне захотелось перенести этих сказочных героев на большой холст, дать им новую жизнь, придумать другие истории... Благодаря Хельмуту у меня появилось больше времени, чтобы мечтать и фантазировать. И сейчас я начала новую — сказочную серию своих работ. Но сказки–то белорусские. И я возвращаюсь.

cultura@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter