Реальная Рублевка-live

Сериалы с Анной Шадриной
Надо думать, советские люди с приставкой «пост» остались «самыми читающими людьми в мире». А иначе как объяснить феноменальный успех писательницы Оксаны Робски? Только не подумайте, что я собираюсь подвергать ироничной критике ее художественный метод. Не самая плохая литераторша Робски по сравнению с многочисленными соседями по отделу «бестселлер» в книжных магазинах. Но дело, понятно, не в литературе. Если распоследний сноб не может сдержать любопытства, даже под страхом примкнуть к «пролетарскому большинству». Все читают. Потому что о денежках... Потому что наконец–то в наших широтах больше не надо стыдиться мотивации достижения благополучия. Наоборот, это теперь приветствуется. Спрос на тему, естественно, рождает предложения на медиарынке.

Нет, сериалы о богатых существовали от самого момента зарождения жанра. 20 лет назад Мексика, Бразилия и Аргентина предлагали такой продукт в изобилии. Но смысловые акценты тогда расставлялись в пользу зрительского большинства. То есть тех, кто может только сублимировать «великую американскую мечту» у телевизора. Бедные, но честные в тех сериалах всегда побеждали плохих богатых, заработавших свои капиталы путем наживы. А в финале бедный герой ценой упорного труда становился хорошим богатым. Такое отношение к капиталу возможно только в условиях «дикого» рынка. «Взрослый» рынок меняет общественное сознание. В результате бедные перестают быть хорошими. Они становятся неудачниками. Лозунг «добро побеждает зло» звучит теперь по–новому: «бабло» побеждает зло». Хотя суть описанного Марксом мирового порядка в условиях существования частной собственности, при котором один класс угнетает другой, не меняется. Меняются ценности. Эта смена и произошла, пока индустрия российских сериалов училась мгновенно реагировать на любые общественные процессы. После «просветительской» деятельности Оксаны Робски уже как–то неудобно снимать «мыльные оперы» из жизни богатых с опереточными героями и фанерными декорациями. Нам уже подавай «реалити». Чтобы действующие персонажи светской хроники находились в «естественной среде обитания». И не надо, ну, пожалуйста, больше не надо Владимира Долинского и Николая Чиндякина предъявлять нам в образе акул капитализма. Мы–то уже знаем (читали), что они другие...

Это я вкратце описала предпосылки возникновения мосфильмовского сериала 2005 года производства «Рублевка–live». Режиссер Григорий Любомиров, известный проектами «За стеклом» и «Звездная семейка», решил объединить два жанра: реалити–шоу и сериал. Получился «реальный сериал», или «документальное мыло». Впрочем, идея не нова. Вот уже 20 лет британцы наблюдают аналогичное шоу «Жители Ист–Энда», где реальность переплетается с вымыслом.

Честно говоря, не могу сказать, что сериал «Рублевка–live» меня не захватил. Но, как ни странно, вовсе не какая–то там «роскошь, сбивающая с ног», производит сильное впечатление. Ее, эту хваленую роскошь, вообще из–за бесконечных титров и перебивок не видно. И потом, каких только домов и машин мы не видали. По телевизору. У экрана держат живые люди, переживающие сюжеты, которым тысячи лет. Шекспировские страсти. Но перенеси режиссер эти коллизии в другие предлагаемые обстоятельства, с Рублевского шоссе хоть в Зимбабве, кино от этого не стало бы менее интересным. Мне даже кажется, все эти новомодные «фишки» вроде «пришлите sms со своим вариантом развития событий» только портят хорошее произведение. И Рублевка, по большому счету, здесь ни при чем. А вы как думаете?

Пишите на Anna@sb.by. И до следующей субботы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter