Реальная ли натуральность?..

Что  скрывается  за  зеленым  фоном  нового  знака

Что  скрывается  за  зеленым  фоном  нового  знака 

То, что в Беларуси появится свой натуральный знак, определенно порадовало ряд производителей: появилось новое конкурентное преимущество, четко обозначенное графически. И теперь наряду с «Брендом года», «Лучшим продуктом года» и другими регалиями на отдельных видах продуктов появится еще зеленый «значок», привлекающий покупателей. Однако европейский опыт показывает, что производство натуральных, экологически чистых продуктов – дело не такое уж простое и… дешевое. 

200  против  четырех? 

Сейчас в Европе насчитывается более 700 подразделений, которые осуществляют контроль и сертификацию экологически чистых продуктов. Это делают различные организации: независимые и государственные, национальные и международные. Самые известные: «Demeter» (Германия), IMO (Швейцария), «Soil Association» (Великобритания), «Ernte Austria» (Австрия). Такой контроль весьма суров, и его осуществление стало отдельным, не менее доходным бизнесом. Так, самый элементарный анализ на наличие химикатов стоит € 200, более сложные – значительно  дороже. Западные лаборатории оснащены сложнейшим оборудованием, которое безошибочно способно разглядеть до 200 видов пестицидов. Например, в России на стандартном оборудовании распознают только четыре. С другой стороны, в той же России понятия «экологически чистого», «натурального», «био» продукта не закреплены на законодательном уровне. И многие фирмы сами решают, какой знак нанести на упаковку. Хочешь, чтобы йогурт был «био» – можешь штамповать. Большинство покупателей это явно прельщает, даже если цена у товара такая же, как у обычного. 

Старший научный сотрудник Института плодоводства НАНБ, член совета ОО «Экодом» Светлана Семенас отмечает, что в Беларуси такой анализ также является весьма дорогостоящим. Кроме того, исследования на остатки в продуктах пестицидов у нас проводятся только в единичных случаях. Чаще всего заказчик просит лабораторию проверить продукт на наличие всего лишь одного из веществ. Специалист также подчеркивает, что в Европе совершенно другой подход к подобным исследованиям: там досконально изучают весь цикл «жизни» продукта,  начиная от земли, на которой выращено сырье для его производства, заканчивая окончательно переработанным «вариантом». В Европе понятие «органический» равнозначно «выращенный вручную», без применения каких-либо удобрений, а в процессе переработки не использовались пищевые добавки, усилители и консерванты. По европейским законам именно таким требованиям и должна отвечать чистая пищевая продукция. В той же Германии стандарты фермерских ассоциаций в отличие от норм ЕС не допускают одновременного применения органических и обычных методов в одном хозяйстве. И приобретая там продукцию со знаками «Bioland», «Demeter», «Naturland», можно действительно быть уверенным, что все чисто. 

Для получения белорусского знака «Натуральный продукт» необходимо выполнить значительно меньше требований. Кроме того, обязанность проводить работу с поставщиками сырья целиком и полностью лежит на руководстве предприятия-заявителя. А если представить, например, что молоко и мясо закупаются по различным фермам и с каждой нужно провести исследование на наличие или отсутствие вредных веществ, то перед заказчиком возникает сразу масса проблем. Кроме того, далеко не все лаборатории, имеющиеся на предприятии, способны провести тщательный и скрупулезный анализ. Как правило, продукты исследуются в них на «допустимые пределы» присутствия «химии». Заказывать же дорогостоящую экспертизу по карману не всем.  Кроме того, маркировка введена с 1 июня, а появление товаров с новым знаком на прилавках уже не за горами. Тем не менее в Госстандарте уверяют: в случае, если у комиссии возникнут сомнения, более детальной проверки не избежать. 

«Я  согласен  на  медаль…» 

Некоторым производителям новый знак явно предоставит преимущества в конкурентной борьбе не только среди отечественных, но, возможно, и западных аналогов. А вот на ОАО «Савушкин продукт», например, говорят, что введение такой маркировки позволит избежать постоянного повторения того, что продукция предприятия – натуральная. По словам заместителя генерального директора по связям с общественностью Елены Бабкиной,  молоко регулярно исследуется на  закупочных фермах на наличие антибиотиков, а также проходит контроль качества на современном датском оборудовании на самом предприятии. 

Светлана Семенас из ОО «Экодом» также отмечает положительные моменты введения подобного знака: «Это первые шаги к тому, чтобы мы пришли к признанному во всем мире органическому сельскому хозяйству, несмотря на то, что эта формулировка значительно шире и охватывает больше аспектов. Органически чистый продукт – чист на всех этапах производства. В то же время, во многих западных странах существуют различные знаки «натуральной» маркировки. Самое важное в этом деле: проводить большую разъяснительную работу для покупателей, чтобы они могли реально понимать, где продукт натуральный на все 100 %, а где его можно отнести к «натуральным» лишь на этапе переработки». 

Почем  экологичность? 

Белорусские эксперты пока не берутся утверждать, что «натуральный» продукт будет дорогим. Возможно, заметили в Госстандарте, такие товары будут несколько дороже, а, возможно, даже и дешевле. Тем не менее, практика показывает: во всем мире экологически чистые продукты дороже обычных в среднем в 3 раза. Несмотря на это, спрос на них устойчивый. 

В ОАО «Савушкин продукт» пояснили: рост цен на продукцию данного предприятия с новым знаком не предвидится, все останется по-прежнему. 

В то же время гарантировать, что и другие производители не захотят сделать «накрутку» за свою натуральность, нельзя. Уже сейчас обычные продукты заметно дорожают. И,  по словам производителей, после повышения закупочных цен на говядину килограмм колбасы может стать дороже на 2—7 %.  Эксперты подсчитывают: во всем мире цены на продовольствие вырастут за год  примерно на 50 %, и Беларусь также вряд ли сможет избежать этой тенденции. 

Будут ли на этом фоне дешевыми «натуральные» продукты, призванные обеспечить конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках, покажет время. Главное, чтобы натуральность была натуральной, а не просто PR-ходом. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter