Трансформация общества, изменение сознания, лишние люди и противоречивая валюта: какие опасности таит в себе мировая цифровизация

Реальная фантастика

За последний год Беларусь пережила серьезные потрясения: общество пытались расколоть, экономику — либерализировать и подстроить под западные лекала, а социальную сферу ликвидировать, навесив на нее ярлык осколка коммунизма. Конечно, страна не во всем была готова к такому массированному деструктивному наступлению. Но выстояла.


Вместе с тем нельзя надеяться, что худшее в прошлом и оно уже никогда не вернется. В мире появились новейшие технологии, которые могут быть задействованы в самый неподходящий момент для поворота конструктивных тенденций в разрушительное русло. Эти технологии надо знать, часто они невидимы или скрыты под личиной благожелательности. Попытаемся посмотреть на генезис этих технологий изнутри.

Радикальный виток

Мир вступил в эпоху радикальных изменений технологий. То, что еще недавно казалось фантастикой, быстро превращается в инновации и становится реальным и распространенным явлением. Достаточно вспомнить появление компьютеров, интернета, смартфонов, которое произошло в течение одного поколения. И то же самое, надо надеяться, будет происходить в будущем с появлением новых технологий, которые в сумме сформируют четвертую промышленную революцию, именуемую «Индустрия 4.0».

Все это призвано вывести человечество на новый виток развития, с которым связывается огромный прогресс. Например, находясь на месте, человек одновременно может созерцать весь мир и являться соучастником как глобальных, так и локальных явлений. Не выходя из дома можно обеспечить присутствие в трудовом коллективе, заказать необходимые материальные блага, оплатить счета… Это, бесспорно, преимущество новой промышленной революции, без которого уже невозможно представить полноценную жизнь современного человека.

Но это только видимая часть «Индустрии 4.0», которая становится весьма желанной. Однако есть и другая сторона этого «вселенского чуда», которая является или невидимой, или ей пока не придается должного значения. И эта сторона далека от позитива.

Глубина всеобъемлющей трансформации человеческого общества в связи со сквозной информатизацией и цифровизацией беспрецедентна. Сменилась сама суть развития: вместо изменения окружающего мира и освоения природных богатств стала наблюдаться трансформация самого сознания человека и его восприятия реального мира.
Эта революция не имеет аналогов за всю историю существования человечества, поскольку происходит не эволюционно, а одномоментно. Информационные технологии принуждают человека делать то, к чему он не приспособлен ни физиологически, ни технологически и социально.

Личина новой личности

Надо подчеркнуть, что прежде всего меняется личность самого человека. Находясь под давлением бесконечного информационного пространства, личность становится доверчивой, пластичной, внушаемой, неспособной на самостоятельное долгосрочное целеполагание и сконцентрированное собственное поведение.

Системное знание и сознание переходят в «кликовое», что выражается в необходимости немедленной реакции на разрозненные и часто совершенно не связанные виртуальные раздражители ради получения сиюминутных эмоций, а не мыслительного или трудового результата. Кстати, суть новейшего информационного воздействия — приковать внимание личности к различного рода случайной информации. Вместе с тем эта информация только кажется случайной, а на самом деле подается с глубоким знанием воздействия на психологию и эмоции.

Чтобы удержать внимание, соцсети помещают человека в своеобразный кокон комфорта и удовольствия, лишая его самостоятельности принятия решения и мотивации для развития. Индивид перестает совершенствоваться, а общество приобретает алгоритмизированное поведение, что уже характеризуется как переход на новый уровень коллективного сознания.

Трансформация личности и переструктуризация общества, схожая с его атомизацией (в физике это совокупность атомов и их определенная структуризация для образования какой-то конкретной субстанции), сопровождается формированием «глобальных трансграничных сообществ», создающихся поверх государственных образований на основе специфических моделей поведения. Информационный бизнес позиционирует эти модели как новые рынки, размывая традиционные общества и государства, настраивая против них своих потребителей.

Наряду с атомизацией общества наблюдается падение его образовательного и научного уровней. Зависимому от социальных сетей человеку уже не требуются широкие общеобразовательные и научные знания, ему вполне достаточно того, что преподносят гаджеты. Происходит наглядная примитивизация мышления и поведения, укладывающаяся в алгоритмы захвата умов социальными сетями. Знания, научные упражнения остаются достоянием избранных, что грозит их изоляционизмом. То есть новая промышленная революция и индустриализация, к которой человечество шло долгие столетия, может стать причиной его же краха.

Уже целое поколение не демонстрирует адаптации к используемым им новым информационным технологиям. Информационные системы, наряду с созданием максимальных условий индивидуализации и комфортности, подавляют человека как личность, обедняют его сознание и кругозор, ставят в подчиненное состояние.

Нарастает всеобщий кризис, вызванный самопрограммированием и лавинообразным развитием информационных систем, их уходом от реальности и, что наиболее опасно, интенсивной трансформацией сознания интернет-зависимых людей по сравнению с сознанием образованного общества. И цена этой опасности может качественно возрасти до необратимых масштабов и особенно, например, при переходе от BIGDATA к SMARTDATA (структурированным базам данных). Так, структурирование на основе ошибочного алгоритма или призрачной гипотезы неизбежно приведет к ложному результату.

Интеллект и валюта

Можно спросить: а какова же в этой системе роль искусственного интеллекта? Искусственный интеллект — это симбиоз способного к творчеству человека и созданного им программного обеспечения для выработки различных матриц и алгоритмов, которыми насыщены компьютеры. Но рост мощности компьютеров способен распространить формальную логику с алгоритмизацией и на сферу творческого мышления, что сильно сужает пространство человеческой творческой деятельности. А биологизация искусственного интеллекта сделает нас практически равными с машинами в конкуренции за возможности творчества в различных сферах.
В результате создатели и регуляторы соцсетей из вспомогательных и подчиненных становятся равнозначными «хозяевами» поведения пользователей. Они начинают напрямую, а не косвенно владеть людьми, их мнениями и эмоциями. Это создает своеобразный конфликт между государством и обществом, а также атомарным обществом (обществом, состоящим, как атомы, из отдельных индивидов).
Данный конфликт в каждой стране станет дополняться главным конфликтом современности: между глобальными и региональными (местными) структурами, иными словами — между глобальным информационным бизнесом и национальными государствами. Вероятным является обострение движения, ставящего цель вернуть национальные государства из-под влияния глобального бизнеса своим народам. Этот процесс сейчас активно наблюдается в Китае, который выстраивает свою национальную систему интернета. Она, кстати, уже превосходит по мощности, скорости и функциям американскую, уходит из-под влияния глобальной (читай — разрушительной) системы.

А каково значение в глобальном информационном бизнесе криптовалют? Криптовалюты нужны тем, кто сильнее национальных государств. Они генерируются глобальным информационным бизнесом, который уже не зависит от политики и стратегии национальных правительств.

Криптовалюты как финансовое обеспечение глобального бизнеса появились на противоречии глобальных функций доллара, не способного в последние годы стабилизировать мировую экономику. Доллар стал нетерпимым для глобального информационного бизнеса и прекращает выполнять функции мировой валюты. В этой связи потребность в финансовом обеспечении бизнеса начинает удовлетворяться иным путем — глобальной по своей природе криптовалютой.

Симптоматично, что в отличие от обычных валют, построенных на доверии к эмитирующим их государствам, криптовалюты, напротив, держатся на недоверии к ведущим государствам, проявляющим свою несостоятельность в решении глобальных проблем стабилизации общества и экономики. Поэтому, надо полагать, что биткоин, как и доллар, сохранит в ближайшее время ключевую позицию в мировом информационном бизнесе, вплоть до формирования какой-то универсальной информационной платформы, содержащей широкий функционал и представляющей пользователям различные удобства для расчетов.

Лишние люди

Нельзя скрывать, что в глобальной информатизации есть еще одна очевидная опасность.

Тотальное распространение, сверхпроизводительность информационных технологий и их прямое выражение — цифровизация всех видов сфер жизни общества и, главное, экономики — вызывают резкое сокращение числа людей, необходимых для производства потребляемых человеком материальных и нематериальных благ. Лишними оказываются уже сотни миллионов людей.

Ранее государства в целях социальной стабильности и справедливости регулировали рост производительности труда и распределение благ, но глобальный информационный бизнес игнорирует всякие социально-нравственные категории, становится сильнее государств, форсирует коммерциализацию новейших технологических достижений, созданных человечеством в последние десятилетия.
Претерпевает трансформацию вся современная цивилизация. Прежде всего исчезает экономический фундамент социализации и гуманизма: раньше каждый человек приносил прибыль, теперь — издержки. Увеличение населения планеты вызывает рост прямых затрат.
Причем в бедных и развивающихся странах прирост населения идет быстрее, чем в развитых и богатых. Расширенное воспроизводство населения прекращается лишь в богатых обществах. Чем состоятельнее люди, тем меньше они хотят заниматься детьми. Но формирование богатства, опять же, требует колоссальных затрат, а не их экономии. Отсюда в современном мире огромная проблема «лишних людей» как предмета убытка.

Эта проблема способна снести любую демократию, которая в мире перерождается на глазах. Нельзя не замечать, как рыночная демократия приобретает форму информационной диктатуры, перераспределяющей блага в пользу генераторов информатизации и цифровизации. А глобальная информатизация требует все новых и новых инвестиций в полную неопределенность.

Ведь совершенно непонятно, что ждет человечество в связи с тотальным переходом на информационные технологии, где вершить судьбы человечества станет искусственный интеллект. Очевидно, что отход развитого западного мира от демократии вызван не столько невозможностью преодолеть ограниченность западной модели устройства общества, служащей многие годы эталоном, сколько стремлением сохранить свои лидирующие позиции, и прежде всего, в области ускоренной информатизации, контроля всех сторон жизни каждого человека.

Защита от хаоса

Конкуренция за спрос, усиленная протекционизмом, уже разрывает глобальные рынки на макрорегионы, обрушивая мир в новую нестабильность. Промежуточный этап уже налицо: три валютные зоны в экономике — доллара, юаня и евро; две информационные территории — мировой интернет и китайская. Вместе с тем распад мировой экономической и финансовой системы на макрорегионы делает неустойчивой емкость отдельных товарных рынков. Требуются новые инвестиции в их поддержание, но они ограничены как у товаропроизводителей, так и государства. Это война всех против всех.

Надо признать, что Запад живет, пока мир оплачивает его потребление покупкой их денег и технологий с несоразмерной доходностью (это условие устойчивости финансовых пирамид). Такая покупка подогревается страхом отставания у других. Поэтому стратегия Запада — нагнетание страхов, рисков и угроз на подконтрольной ему части мира, расширение зоны хаоса. Хаотизация мира — проверенное реальное условие сохранения Запада как единственного надежного пристанища для капиталов. Это хорошо понимает правящая элита, которая делает все для стабилизации максимального благополучия Запада за счет дестабилизации внешнего мира, а порой и своего внутреннего порядка для удержания общества в своих рамках.

А какова же перспектива Беларуси в этом хаосе? Отказавшись от жестких условий Запада, выстояв в гибридной войне за свержение действующей власти и существующего социально-экономического устройства, Беларусь доказала свою способность на саморазвитие в интересах народа и вскрыла несовместимость с западными ценностями. Таким образом, она обесценила усилия коллективного Запада по хаотизации страны и дистанцировалась от агрессивных наскоков деструктивных сил. Пришлось еще больше усилить восточный вектор и, прежде всего, стратегическое партнерство с Россией и Китаем. Это дает все шансы на долгосрочное устойчивое развитие.

Вместе с тем, наряду с открытостью белорусского рынка, необходима защита национальной экономики от колебаний финансовой и технологической конъюнктуры глобальных рынков. Ведь наблюдается не просто экономический кризис, а смена экономической модели развития мира, переход на иные фундаментальные основы. Важно, чтобы экономику Беларуси не затянуло в воронку мирового кризиса. Поэтому в стране строжайше должен поддерживаться баланс развития сфер, отраслей, регионов и территорий, а также определенное равновесие между реальным сектором и информационной надстройкой. Диктовать условия должна реальная экономика, а не новомодные виртуальные системы. Тогда страна приобретет устойчивый иммунитет долгосрочной стабильности.

Владимир ГУСАКОВ, председатель президиума НАН Беларуси, академик.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter