Раззудись, плечо, куй, пока горячо?..

Журналистское расследованиеВ Вилейке случился некоторый переполох местного значения. На стене подъезда дома по ул. Октябрьской, 36, который принадлежит местному райпо, на минувшей неделе появилось грозное объявление. Со ссылкой на некие документы, в том числе «постановление исполкома», от жильцов в ультимативной форме требовали установить приборы учета воды до 5 сентября. С такой припиской: «В случае невыполнения будет отключено водоснабжение всего дома. Администрация Вилейского райпо»...

В Вилейке случился некоторый переполох местного значения. На стене подъезда дома по ул. Октябрьской, 36, который принадлежит местному райпо, на минувшей неделе появилось грозное объявление. Со ссылкой на некие документы, в том числе «постановление исполкома», от жильцов в ультимативной форме требовали установить приборы учета воды до 5 сентября. С такой припиской: «В случае невыполнения будет отключено водоснабжение всего дома. Администрация Вилейского райпо».


— Какое объявление? — удивилась моему звонку председатель правления Вилейского райпо Зинаида Бородич. — Немедленно разберусь...


И слово сдержала. К нашему приезду в Вилейку объявление– «страшилка» было с треском сорвано, а автор — главный энергетик — уволен.


— От водоснабжения мы отключаем только злостных неплательщиков! — убеждал нас и директор РКУП «Вилейский водоканал» Александр Мина, демонстрируя совершенно другого рода листовки, в которых жильцов призывали установить счетчики, обещая 20–процентную скидку и экономию.


— Нет такого постановления и быть не может, — утверждал Александр Сталыго, заместитель председателя Вилейского райисполкома. — Исполком принимает решения или распоряжения — писать постановления — прерогатива Совмина. Никакого распоряжения на сей счет наш исполком не принимал.


В общем, поначалу все походило на нелепое недоразумение. Но, увы, до тех пор, пока мы, попрощавшись с руководящими работниками, не пообщались с горожанами.


В доме 36 по улице Октябрьской до объявления из 30 квартир всего 8 не было оборудовано приборами учета воды. Сейчас — 5. Угроза возымела действие.


— Я прочитал, — рассказывает житель дома Николай Кудрашов, — сходил в райисполком, в отдел жилищно–коммунального хозяйства. Спрашиваю: «Если дом ведомственный, почему я за свой счет должен ставить водомеры?» Мне сказали: обязан поставить. И пригрозили, что отключат воду. Пришлось подчиниться.


— А к нам неделю назад из «Водоканала» приходили специалисты и давали ознакомиться под роспись с похожей бумагой, — припоминает Наталья Хило, жительница дома № 1 по улице 17 Сентября. — Мол, если не установим счетчики до октября, отключат воду. Такое же объявление висело и у магазина. Делать нечего, вызвала мастеров... Установка стоит где–то 150 тысяч рублей, а экономия (я у соседки поинтересовалась) — тысяча–полторы в месяц.


— Ко мне и сегодня заходил слесарь из «Водоканала», — поддерживает разговор соседка Галина Морозова. — Сказал: «Не поставишь счетчик — заварим трубу». А мы и так пользуемся только холодной водой. От горячей я отказалась еще зимой. Нет средств, чтобы оплачивать. Суммы за отопление и подогрев воды доходили до 80 тысяч за однокомнатную квартиру. Теперь греем воду на газовой плите. Так дешевле. Я ведь живу одна с тремя детьми, им от 6 до 15 лет. Зарплата у меня около 300 тысяч рублей. С трудом в школу двоих детей собрала. Если купим счетчики, не на что будет питаться...


Так что же все–таки происходит в Вилейке и, как мы убедились позже, не только там? В Директиве № 3 есть поручение облисполкомам и Минжилкомхозу в 2008 году завершить оснащение всех квартир и домов индивидуальными приборами учета воды. То есть председателей облисполкомов, а с ними и всех руководителей ниже рангом о выполнении задания могут спросить уже меньше чем через 4 месяца. Но к концу августа «на счетчики» еще не поставлено 15 процентов квартир и домов по стране. В Минской области — 19,4 процента. А Вилейский район так и вовсе оказался в «черном списке». Из 11,5 тысячи абонентов тут обзавелись счетчиками всего 73,2 процента. Самыми несговорчивыми оказались жильцы частного сектора. Потому что вода им нужна не только для личных нужд, но еще и огород полить, коровку, поросенка напоить. По нормативам плата получается копеечная. Скажем, 100 литров в месяц списывают на корову и 15 на свинью. А сколько будет в реальности, никто толком не знает. Может — примеры такие есть, и молва их упорно разносит, — плата вырастет в 10 раз? Тогда хоть ты корову режь и огород засевай травой. В общем, за два года все, кто хотел поставить счетчики, это сделали. Остальные упорствуют.


Вот этим остальным в качестве последнего аргумента и предъявили правила пользования системами коммунального водоснабжения и водоотведения, утвержденные еще в 1995 году приказом Министерства жилищно–коммунального хозяйства № 128. Пункт 4.5.6 документа недвусмысленно приравнивает неустановку приборов учета воды к самовольному подключению. А самовольщика правила позволяют от водоснабжения отключить.


В начале августа все районные службы жилищно–коммунального хозяйства и директора «Водоканалов» получили из вышестоящего областного управления письмо за подписью заместителя председателя Минского облисполкома Анатолия Мирчука примерно следующего содержания: «С целью безусловного выполнения поручения Главы государства требую принять необходимые меры по 100–процентному оснащению приборами учета воды жилфонда к концу текущего года. При необходимости на основании правил пользования системами водоснабжения производить отключение абонентов от сети, приняв на вооружение опыт Гомельской области».


Что за такой «передовой» опыт? Попыталась уточнить: к середине августа, как похвастался журналистам заместитель генерального директора Гомельского городского жилищно–коммунального хозяйства Александр Германов, перекрывали краны в 40 домовладениях. А дальше — будет больше. Отключать воду обещают целыми улицами. Не слишком ли велик административный восторг?


— Угроза отключить воду — это одно, ее выполнение — совсем другое, — комментирует происходящее заместитель генерального директора Минского областного управления ЖКХ Вячеслав Бондарь, — у нас пока на такие меры никто не решился. Правда, Вилейка в качестве эксперимента на сутки прекратила подачу воды жильцам одной улицы. Вы не представляете, что тут началось! Звонки к нам, в министерство. Скандал. В итоге из 30 «отказников» счетчики поставили 5. Теоретически правила допускают такую крайнюю меру, но я считаю, подобные инциденты нам ни к чему. Надо все–таки людей убеждать.


Тогда зачем же давать местным коммунальникам карт–бланш в виде письма заместителя председателя облисполкома? Ведь в результате ретивые исполнители могут из–за 8 нежелающих ставить счетчик «осушить» весь дом. Как это чуть не произошло в Вилейке. Может, для выполнения важного задания следует поискать более цивилизованные формы общения с несговорчивыми гражданами? В Прибалтике, например, никого даже не пришлось уговаривать, когда тариф на воду вырос до себестоимости, — население самостоятельно и стопроцентно приобрело приборы учета. У нас же кампания по установке приборов учета длится второй год. Ясности по поводу прав и обязанностей жильцов мало, а возмущения манерами поведения коммунальников сколько угодно. Не пора ли определиться?


P.S. К сожалению, получить комментарии в Министерстве ЖКХ нам не удалось. На наш официальный запрос пока ответа нет...


Компетентное мнение


Сергей Задиран, начальник главного управления нормотворческой деятельности в сфере экономики и экологии Министерства юстиции:


— Норма о возможности отключения абонента от водоснабжения действительно есть. Только насколько она законна, вопрос. Этот локальный ведомственный документ принимался в 1996 году, когда не было требования обязательной экспертизы нормативных актов Министерством юстиции. Теперь, полагаю, надо посмотреть, не противоречат ли правила существующему законодательству.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter