Некоторые владельцы кафе раньше времени взвинтили цены на белорусский алкоголь

Разыгрался аппетит

Владельцы кафе и ресторанов потирают руки в преддверии вольницы: в конце февраля вступают в силу положения Декрета № 7 «О развитии предпринимательства», снимающие ряд ограничений в работе заведений общепита. Вот только кое–кто, похоже, забежал вперед паровоза и уже вовсю отрабатывает на посетителях схемы будущей работы. В меню ряда заведений Минска и его окрестностей внезапно подорожал белорусский алкоголь — сообщают в редакцию читатели. Их удивлению нет предела: цены взлетели почти вдвое!

ФОТО TRAVEL.RAMBLER.RU

Объяснение этому, явно неубедительное, можно найти разве что в меню: рядом с каждой дорогой позицией имеется приписка: «В сувенирной бутылке». Корреспонденты «СБ» прошлись по указанным читателями адресам. В одной из популярных шашлычных под Минском действительно предлагали водку в сувенирной таре по 28 рублей (!) за 0,5 литра. В другом заведении, уже в центре города, — по 27 рублей. Позвольте, откуда такие цены? Помнится, ранее Министерство антимонопольного регулирования и торговли, чтобы обеспечить потребителям достаточный ассортимент как импортного, так и белорусского алкоголя, установило предельную максимальную наценку с учетом наценки общественного питания, торговой надбавки (включая оптовую) в размере 60% на отечественное спиртное крепостью свыше 28% при реализации его в объектах общественного питания. Что–то не сходится арифметика — получается, что сувенирная бутылка 28–рублевой сорокаградусной обошлась рестораторам почти в 17 рублей? Такого быть не может — коньяк белорусского розлива в розницу стоит столько же, а то и меньше. Напрашивается вывод: хозяева заведений раньше времени начали претворять в жизнь одно из положений Декрета № 7 — самостоятельно определять наценку на производимые и реализуемые в розлив алкогольные напитки крепостью свыше 28%...

Точки над «i» расставила консультант управления торговли, промышленности и агропромышленного комплекса МАРТ Лариса Комарова:

— Положения декрета, касающиеся работы объектов общепита, вступают в силу с 26 февраля. До этого дня действие всех ранее принятых нормативных правовых актов сохраняется. Это касается и ограничения наценки на алкогольные напитки отечественного производства.

В сувенирном оформлении предлагается клиентам алкогольная продукция или не в сувенирном — это уже второе дело. Законодательство здесь не устанавливает ограничений. Главное — обеспечить в заведении необходимый ассортимент отечественного спиртного. Вопрос скорее морального плана: уместно ли брать с посетителя немалые деньги просто за тару?

Доступность спиртных напитков — конечно, палка о двух концах, об этом который год твердят медики и милиция. Но давайте будем честными: в рестораны и кафе публика ходит не только чтобы съесть отбивную с гарниром и салат — в составе заказа почти всегда будет алкоголь. Стремление рестораторов увеличить стоимость блюд за счет недешевых ингредиентов можно заметить невооруженным глазом и, как следствие, выбрать наиболее приемлемую по цене позицию в меню. С напитками куда сложнее. Если уже сейчас потребителю предлагают сплошную «сувенирку», да еще по явно завышенной стоимости, мол, «недорогие напитки закончились», что же будет, когда цены отпустят?

Пока Декрет № 7 не вступил в силу, в МАРТ констатируют: по каждому конкретному случаю предполагаемого нарушения законодательства надо разбираться отдельно. Потребитель может сделать соответствующую запись о случившемся в книге замечаний и предложений, собрать документальные подтверждения нарушения. Следующий шаг — письменное обращение в управление торговли и услуг по месту расположения кафе или ресторана: там должны отреагировать. «Декрет № 7 упрощает деятельность субъектов хозяйствования, но не избавляет от наказания в случае нарушения законодательства, — напоминает Лариса Комарова. — Бизнес должен помнить не только о новых возможностях, но и об ответственности».

Хотелось бы, чтобы об этом задумались и некоторые рестораторы, жалующиеся на отток посетителей за последние пару лет. Может, люди и не хотят идти к ним потому, что не хотят переплачивать фактически за воздух?

Отдел социальных проблем.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter