Разъяренные греки атакуют канцлера

Новости о визите канцлера Германии в Афины звучат как сводка боевых действий...

Новости о визите канцлера Германии в Афины звучат как сводка боевых действий. Ангелу Меркель защищают 6 тысяч полицейских, антитеррористическое подразделение и снайперы. И это отнюдь не излишние меры предосторожности, учитывая, что именно ее считают греки виновницей тяжелого экономического положения. Вчера на улицы Афин вышли тысячи протестующих, для которых в личности немецкого канцлера сосредоточены все экономические унижения, все тяготы по урезанию государственного бюджета и вся безысходность долговой ямы, в которую волею судьбы и кредиторов оказалась затянута Греция. Упорное отстаивание принципов «затягивания поясов» привело к тому, что жители Греции начали называть Меркель не иначе как Гитлером в юбке.


Однако демонизация немецкого канцлера в греческой трагедии все же сильно преувеличена. Равно как и ее роль в спасении или, наоборот, еще большем упадке Греции. Вернее, от Германии тут многое зависит, но Меркель ехала в Афины не ради самих Афин. Последствия этого валютного аншлюса, по большому счету, никого бы не волновали, если бы на пути повторения греческой трагедии не стояли такие крупные государства, как Италия, Испания, да и сама Франция. А они сегодня имеют огромный соблазн воспользоваться немецкими деньгами для выкупа собственных долгов и стимулирования своей экономики. После распада союза «Меркози» новый президент Франции Франсуа Олланд вовсе не показывает себя преданным союзником Меркель в вопросах валютной дисциплины. Напротив, он не прочь использовать финансовое послабление Греции в пользу такому же финансовому послаблению всему европейскому югу, в том числе и самой Франции.


Вот в чем кроется истинный смысл разворачивающейся на наших глазах трагедии, только уже не греческой, а касающейся всех участников действа. Формально считается, что Меркель приехала поддержать греческое правительство в момент, когда тройка кредиторов решает вопрос о выделении Афинам очередного транша кредита. Однако можно не сомневаться, что он в любом случае будет выделен. Независимо от того, будет у Греции долг 140 процентов от ВВП, как сейчас, или 120, как требуется для старта второй программы помощи.


Разница невелика. А вот различия в политических подходах все больше увеличиваются. И какой бы мощной ни была Германия в экономическом плане, политических рычагов ей не хватает. Ангеле Меркель пришлось предпринять ряд поездок в Мадрид и Рим на прошлой неделе, чтобы пресечь разговоры о расколе еврозоны на состоятельный север и бедный юг. Но, как видим, даже дорогой «подарок» — запущенный накануне приезда в Афины Европейский стабилизационный механизм — не помог смягчить сердца обозленных греков.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter