Измена — во всех смыслах анахронизм?

Развод шаблонов

Из числа самых распространенных причин разводов ушла измена — об этом свидетельствуют последние данные кафедры психологии Массачусетского университета. В исследовании приняли участие более 7,5 тысячи человек, расторгнувших брак в течение последнего года. Нынче в США люди в основном разбегаются из–за пресловутых «непримиримых разногласий» (44%), далее по убыванию — охлаждение чувств, денежные вопросы, несовпадение взглядов по воспитанию детей... Казалось бы, новость неплохая, но ведь из этой статистики совсем не следует вывод, что в жизни полов воцарилась гармония и человечество теряет первобытный основной инстинкт. Просто, объясняют эксперты, с одной стороны, ходить налево стало лень, а с другой — физическая измена не считается проблемой. Вот и все объяснение. И оно вполне устраивает одного из сегодняшних спорщиков, который на первое место в отношениях полов ставит добрую дружбу. Но расстраивает его оппонентку, видящую между строк явные признаки деградации человека разумного. Уж тем более авторы не могут сойтись в оценке самого явления измены. Вы тоже считаете, что она — во всех смыслах анахронизм?

ФОТО NEXTSTOP.ORG.BY.

У танков не бывает декольте

«Дед, ты все врешь!» — обязательно скажет мне внук, когда я начну вспоминать о наших былых нравах. Поверь мне, Людмила, молодежь будущего действительно не поверит, что в наше время физическую измену считали достаточным поводом для разрушения семейных союзов. Секс уже сегодня обесценился настолько, что из «священного таинства» телесной любви превращается в обычную форму времяпрепровождения вроде совместного похода в ресторан. Что дальше–то будет? Смотрела фантастический фильм, где люди будущего брезгливо называли интимные отношения «смешением биологических жидкостей» и предпочитали им электронные суррогаты? Так вот, это будущее уже на пороге.

Да, когда–то в прежние времена близость, освященная узами брака, действительно могла быть солидным фундаментом, на котором крепко стояла семья. Человек, нарушивший эту норму — спать только со своим супружеским партнером, — посягал на библейскую сущность семейных отношений, впадал в непростительный грех, подвергался общественному и церковному порицанию. Понятно, почему измена считалась достаточным поводом для разводов. Теперь это постепенно уходит в прошлое: молодежь начинает полагать, что физическая близость — не настолько серьезный предмет, чтобы на его основе судить о крепости брака или, наоборот, делать его причиной для разрыва отношений.

И я, честно говоря, с этим согласен. Если смотреть с такой позиции, то ничего странного в выводах американских ученых нет. Ведь мы вступаем в брак с близкими по духу людьми, а не с половыми партнерами. В такой ситуации вопрос физической верности уходит на второй, а судя по результатам исследования, даже на четвертый–пятый план. На первых местах — душевная близость, общность интересов, одинаковость взглядов на важные вещи, например, на воспитание детей. Вот когда рвутся эти главнейшие узы, тогда и есть смысл задуматься о крахе всего союза. А если кто–то из супругов разок «сходил налево», как об этом принято говорить, то это не должно автоматически вести к разводу.

Но пока ведет. По инерции. Недавно читал интервью адвоката, специализирующегося на бракоразводных процессах, так он с изумлением говорил о сезонности распада семейных пар: «Декабрь — время новогодних корпоративов, а это означает, что в январе–феврале у меня будет целая волна клиентов с заявлениями о разрыве отношений. Кто–то из супругов позволил себе излишне фривольное поведение на вечеринке или после нее, и вот в результате рушатся прекрасные союзы. Когда начинаешь разбираться, видишь, что у людей полнейшее взаимопонимание, отличная семья... Но традиционное отношение к якобы непростительной физической измене заставляет их расставаться, хотя они буквально созданы друг для друга». Видишь, Люда? О болезненном отношении к измене уже начинают говорить как о вредном пережитке, который разрушает ячейки общества.

Правда, говорят не только об этом. Некоторые твердят, что пренебрежительное отношение к интимной стороне семейной жизни — это следствие нарастающей мужской асексуальности. Дескать, мужикам игра в танки, футбол и рыбалка становятся интереснее, чем отношения с противоположным полом. Разумеется, тревогу бьют женщины. То есть как раз те люди, которые сделали все возможное, чтобы мужчина предпочитал любовно сжимать компьютерную мышку, а не руку прекрасной спутницы по дороге к алтарю. Да, теперь нам действительно лучше в компьютерной виртуальности. Там безопаснее: нарисованному танку в декольте не заглянешь и он не потащит тебя в суд за сексуальные домогательства. Он не будет регулярно напоминать тебе о высокой семейной ответственности. Наконец, ему можно даже изменить, то есть легко сменить одну игру на другую, не боясь громкого скандала, муторного раздела имущества и безразмерных алиментов.

Нам взаправду становится малоинтересной та сторона семейной жизни, которой женщины по–прежнему придают такое серьезное значение. А дальше, Люда, будет хуже. Не для мужчин, конечно, — у них появятся бессловесные электронные любовницы. На недавней выставке технологий CES 2018, кстати, показали сразу две такие модели — Солану и Гармонию. Настройки внешности и характера (до 18 типов личности), акселерометры и масса других датчиков, полное отсутствие склочности и придирок. Вот они, эти роботы, и станут идеальными сексуальными партнерами будущего. А вам останется только сокрушаться по поводу мужского эгоизма и бесчувственности.

Но еще не поздно все изменить. Для этого достаточно перестать считать банальный секс неким идолом, исключительным явлением и величайшей ценностью семейной жизни. Понять, что на самом деле семьи держатся на близости не тел, а характеров. На психологической гармонии, на неподдельном интересе к союзнику и снисходительности к его увлечениям, на уступках и взаимном уважении. Вот если один из партнеров не готов идти на компромиссы — это действительно серьезный повод для развода. А физическая измена? Возможно, лишь причина для бурной, но короткой ссоры... Результаты американского исследования, на мой взгляд, весьма красноречиво подтверждают эту новую реальность.

Роман РУДЬ

rud@sb.by

Третий — всегда лишний

Что я слышу, Рома, — гимн полигамного самца? Перепевы вечной мужской песенки про «пустяшную» физиологическую необходимость и «маленькую» естественную потребность? Ну да, это ж ваша мечта — чтобы мы относились к факту измены, как самки в мире дикой природы. То есть вообще их не замечали, радуясь уже тому, что тебя когда–то выбрали из стада и наградили потомством. Вот это — мракобесие, а не законное право любящей женщины чувствовать уважение к себе, свою исключительность в глазах того, кто клялся в ЗАГСе и божился в церкви. Знаешь, с детства мы — создания неиспорченные, романтические, верим в сказки, в принца, в формулу «жили счастливо и умерли в один день». Оттого так горька, как правило, первая любовь. Потому что очень часто ее рушит кто–то третий. Точнее, третья, четвертая, пятая... Это, может, вам как ухо почесать, а у нас мир летит в тартарары. И ты опять — глупая девочка, которая ничего не достойна. Вы в силу своих биологических особенностей психологически проще к такому относитесь. Но не хотите понять — заставляете нас принять. Как должное.

Измену можно простить раз, два, ведь есть виртуозные объяснения: «по пьяной лавочке», «ничего не помню», «она сама затащила». Потому–то разовое предательство редко становится поводом для развода. А вот на постоянной основе... На одном из недавних ток–шоу, паразитирующих на костях бедного Спартака Мишулина, звездный адвокат авторитетно заявил: «Да это ж теперь у некоторых считается не комильфо — когда нет второго, третьего «состава». Развод случается, когда на стороне уже другая семья, дети, измены бесконечные. Любую историю некогда счастливой знаменитой пары изучи — практически наверняка такое обнаружишь. Но если раньше на супружескую неверность при разрыве отношений указывала в мире каждая третья семья, то теперь это хорошо если пятая причина по списку. В том числе потому, что женщины феноменально терпеливы и усвоили догму новомодных психологов: «измены — не зло, а правда жизни». Мол, почти 90% мужей хоть раз да «ходили налево». И ты не считаешь это проблемой?!

Конечно, женщина тоже изменяет. Но не с другим, а с лучшим. Значит, муж перестал восприниматься победителем. И потом ее уже очень трудно вернуть. Все, как отрубило. А почему, Рома, меркнет нимб? Потому что муж многое для этого делает. Когда у Каспара Пика, странового директора Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА) в Беларуси, спросили, отчего столько разводов, он философски заметил: «Мужчины не справляются со своей ролью. Все меньшее количество женщин хотят оставаться в браке, если они несчастливы». Вот где собака зарыта! Это вы уселись сначала перед телевизорами, потом — за компьютерами, а теперь не выпускаете из рук смартфоны. Там же захватывающе интересно, нет бытовых забот и обязательств, зато есть взрослое видео и даже виртуальный секс. Основной инстинкт, как и многое другое, отрывается от реальной жизни. И женщинам — которые, по статистике, сегодня лучше вашего образованы — ничего не остается, кроме как взваливать на себя все больше, пробиваться, добиваться. Кому захочется всю жизнь подносить ужин к застывшему у экрана изваянию? Или получать эсэмэски из соседней комнаты? Пусть действительно это делают электронные любовницы.

В 2016 году в Беларуси на 1.000 браков приходилось 506 разводов. И в списке указанных самими парами причин измены и у нас далеко не на первом месте. Все еще хуже: они только расшатывают институт семьи, который и так еле–еле держится. Соцопросы БГУ показывают: большинство сегодняшних студентов не имеют ничего общего с тем ценностным миром, который считается традиционным. Лишь каждый третий согласен с тем, что семья — это главный источник счастья. Больше половины не признают печать в паспорте, четверть — вообще не хотят обзаводиться детьми. Зачем? Ведь жизнь — череда удовольствий. Тело человека рассекречено, выставляется напоказ — грех этим не пользоваться. А тут ты, милая, со своими надеждами и терзаниями. Какие отношения выстроятся на таком гнилом фундаменте?

Прежде всего, дружить? Я «за» двумя руками. Но дружба, согласись, тоже обязывает, и предательству — ни физическому, ни моральному, ни материальному — в ней не место. И раз уж речь зашла о международных исследованиях, предлагаю вспомнить вердикт экспертов из Мичиганского университета, которые отслеживали супружеские пары на протяжении 16 лет: вдвое чаще решение подать на развод исходит именно от женщин. Поскольку мужчины не желают долго вкладываться в отношения, развивать их, сохранять. Есть — и ладно. Женам негласно предлагается подстраиваться под синусоиду брака, но они тоньше чувствуют и тяжелее переносят незаметно нарастающую с годами совместной жизни напряженность. Вот так: здесь измена, там обида, тут гневный рык — и дошло до точки кипения. Супруг на суде сильно удивляется...

Людмила ГАБАСОВА

gabasova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter