Развод с битьем сервизов

Еврокомиссия признала референдум о независимости, прошедший в воскресенье в Каталонии и сопровождавшийся массовыми столкновениями участников с полицией, незаконным. Одновременно Брюссель призвал испанские власти к диалогу со сторонниками независимости. Когда–то Евросоюз прямо выразил одобрение сепаратизма — в связи с Косово. Тогда это объяснили якобы недемократичностью сербских властей. Вчерашнее заявление Еврокомиссии является в какой–то мере переломным. Евросоюз ясно дал понять, что остается на стороне испанского правительства, несмотря на репрессии, полицейские дубинки и слезоточивый газ...


Каталонский референдум всколыхнул старушку Европу. Кто бы мог подумать, что такое может быть в государстве ЕС — помещения для голосования были опечатаны, урны изъяты, электронная система голосования заблокирована. А когда избиратели все же двинулись к избирательным участкам, сотрудники национальной полиции и гражданской гвардии встретили их дубинками и резиновыми пулями. В итоге силовые структуры все–таки сумели блокировать несколько сотен из 2.300 участков. Отстояв партизанскими методами остальные, каталонское правительство радостно объявило, что независимость поддержали 90% голосовавших, что составляет более 2 млн человек — 42,3% всех избирателей. Но праздника демократии не получилось. В ходе этих стычек были ранены 844 (!) человека, в том числе 13 сотрудников полиции. Премьер–министр Испании заявил, что никакого референдума не было, так как плебисцит был незаконным.

Хуже может быть только последняя, красная, черта — если каталонские власти провозгласят независимость через двое суток после объявления официальных результатов референдума, то Мадриду ничего не останется сделать, как разогнать правительство в Барселоне теми же методами, которыми они блокировали референдум. А дальше?

Откровенно говоря, что нам до всех этих горячих испанских страстей! Белорусам, привыкшим отдыхать на пляжах в Испании, главное, чтобы солнышко было теплым и море ласковым. Да еще, может быть, глядя из тихого мирного Минска, мы пожалеем, что прекрасная Барселона превратилась в арену боев. Остается разве что посоветовать горячим каталонцам приехать в толерантную Беларусь, может быть, чему–то удастся научиться и перенять. Во всяком случае, Брюссель свой урок уже извлек. По мнению Еврокомиссии, независимость Каталонии — внутреннее дело Испании, которое должно решаться согласно испанской Конституции.


По законам Испании Каталония может иметь статус автономии, и ей нельзя объявлять о своей независимости. Можно хотеть что угодно, но чтобы получить законный статус, и действовать надо законно. К слову, прежние лидеры в Барселоне так и действовали, делая ставку на переговоры, и надо сказать, многого на этом пути достигли.

Пришедшая им на смену нынешняя волна каталонских политиков ловит свой сугубо эгоистический момент, и референдум для них означает политическую выживаемость. Каталония сознательно выбрала курс на конфронтацию, но это означает, что каталонские политики так же сознательно лишили себя политического маневра. А это и есть политический проигрыш. Теперь, как говорил один известный киногерой, у них два пути — либо под венец, либо в тюрьму.

Но и центральным властям нет никакого смысла доводить ситуацию до взрыва. Испании только что удалось утихомирить басков, но действуя силовыми методами против каталонцев, они рискуют пробудить экстремизм и тех и других. Нынешняя власть в Мадриде и так невероятно слаба — вспомним, что страна недавно прожила 10 месяцев без правительства из–за неспособности партий договориться. И только чудеса межпартийной эквилибристики позволили Рахою остаться во главе правительства консервативного меньшинства. Да, сегодня можно упрекать Рахоя за то, что у него нет политического решения сепаратизма, но проблема у него гораздо серьезнее — в отсутствии твердой власти, поддержанной всеми политическими силами. Политическая слабость Рахоя стала лучшим помощником кампании, развязанной каталонскими националистами.


В 2013 году каталонским парламентом была провозглашена декларация о суверенитете Каталонии, и уже тогда было ясно, что проблема требует политического решения. За всем этим взирают шотландцы в Британии, южные тирольцы в Австрии, фламандцы в Бельгии... Как заметил один европейский политолог, их устремления питаются самим существованием ЕС — его демократическими правилами, его свободами и его принципами. А значит, с тревогой пишут сегодня в немецких, французских, испанских газетах, и решение надо искать общее — европейское.

Что ж, нет худа без добра. В ЕС наконец осознали, что нет в Европе учителей и учеников демократии, а есть у нас общий европейский дом, который мы должны сообща беречь и жить в нем, уважая интересы друг друга. К этому Минск всегда призывал и продолжает призывать своих партнеров.

Фото РЕЙТЕР.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter