Сколько времени должно пройти, чтобы трагедия стала развлечением?

Развлекательная трагедия

Сколько времени должно пройти, чтобы трагедия стала развлечением? И что можно считать забавой, а что — напоминанием и лекарством от забывчивости? Вот мой любимый фильм о войне «В бой идут одни старики»: много музыки, смеха, «Смуглянка» опять же. У вас повернется язык назвать его развлечением? У меня нет. Про «Иди и смотри» даже спрашивать не буду: не всякий выдержит. А вот современные сериалы про войну — да, уже развлечение. Там акценты смещены: больше приключений — бах, бах, ножом вжик, нам все по плечу, ура, ура! Под ужин, может быть, и неплохо, а вспомнить не о чем — ни об истории, ни о героях, только про котлету. Пусто внутри. Ответ на вопрос «сколько лет должно пройти, чтобы…» в этом случае — еще при жизни трагического поколения.


А уж если сто лет прошло… 

Если сто лет прошло, то трагедия становится не только приключением и развлечением, но и генератором денег. Помните, каким всемирным хитом стал фильм Джеймса Кэмерона «Титаник», из-за которого прекрасный актер Леонардо Ди Каприо чуть не превратился в сладкую карамель? Помните, как вы плакали на финальных титрах, когда звучала песня про то, что «мое сердце продолжит биться»? Недавно я где-то ее услышала и подумала: «Какая тягучая, как мир мог по ней с ума сходить?» Но сходил же! При бюджете в 200 млн долларов фильм к сегодняшнему дню заработал более 2 млрд. 

В Китае фильм «Титаник» был сума­сшедшим хитом. Это связано не только с тем, что картина была хороша (действительно, без дураков), но и с китайской психологией: здесь очень любят трагические и героические истории, а уж если в них еще и любовь… Знаете, какой в Китае самый любимый фильм про войну? Советский «А зори здесь тихие…». Архитектор политики реформ и открытости товарищ Дэн Сяопин, которого, как и остальных китайских коммунистов первой волны, трудно заподозрить в сентиментальности, назвал его «идеальным китайским фильмом». И его таки сделали китайским! Пригласив русских артистов (чтобы сохранить аутентичность), сняли сериал. А сейчас в построенную для съемок деревню в провинции Хэйлунцзян туристов возят толпами (во время коронавируса поток уменьшился, но не сомневайтесь — снова возобновится).


Да, так вернемся к сумасшедшему успеху «Титаника». Пока китайские режиссеры не решились сделать по нему сериал — Леонардо уже не тот, а что за «Титаник» без Леонардо? Китайские бизнесмены решили превратить его в парк развлечений. Су Шаоцзюнь — один из величайших фанатов фильма в Поднебесной — оказался еще и богатым инвестором. Когда ты от чего-то фанатеешь и у тебя есть деньги… Разный бывает итог у этого сочетания, но в случае с Су и «Титаником» рождается… «Титаник». Бизнесмен решил построить точную, вернее, точнейшую — вплоть до ручек на дверях кают — копию корабля и сделать его главной аттракцией тематического парка Romandisea в провинции Сычуань. В туристических автобусах парка будет играть сами понимаете какая песня.

В том, что касается тематических парков, Китай на первом месте в мире. Если вы вдруг сомневаетесь, доклад AECOM’s China Theme Park Pipeline Report в 2018 году прогнозировал, что в 2020‑м их посетит примерно 230 млн человек, выручка от продаж билетов составит 12 млрд долларов. По сравнению с 2010 годом рост 367 процентов. Прогноз, конечно, не оправдался, но не потому, что китайцы разлюбили парки развлечений, просто из-за пандемии их туда не пускали. Однако скоро все изменится, и Су Шаоцзюнь уверен, что от желающих переночевать на борту «Титаника» за 2000 юаней (примерно 790 рублей) отбоя не будет. И это при том, что от своей первоначальной идеи — симулировать столкновение корабля с айсбергом и сделать это главным развлечением — бизнесмену пришлось отказаться.


В 2017 году британское общество «Титаника» заявило, что сама идея превратить человеческую трагедию (а в крушении, напомню, погибли 1500 человек) в развлечение — дурной вкус. Но у «Титаника», который не фильм, есть миллионы фанатов. И если бы корабль, ставший символом новой промышленной эпохи еще до того, как его спустили на воду, не погиб в первом же плавании, он не стал бы легендой. Что вы знаете про его близнеца под названием «Олимпик»? Только то, что он близнец. А все потому, что «Олимпик» спокойно проплавал 24 года. Новости и деньги делаются на трагедиях. Хотя даже в Китае есть исключения. 
Здесь есть несколько судов — парков развлечений. Авианесущий крейсер «Минск», например, был продан на металлолом в Корею в 1995 году, но предприимчивые китайцы его выкупили, немного отремонтировали (но именно немного, чтобы сохранить аутентичность), и 16 лет он зарабатывал деньги как тематический — военная история ­СССР — парк развлечений в Шэньчжэне. Я в этом парке была — взгрустнула. Сейчас «Минск» зарабатывает деньги в другом месте — на реке Янцзы при входе в город Наньтун.

Сейчас «Минск» зарабатывает деньги в другом месте — на реке Янцзы при входе в город Наньтун. 

В 1993 году из-за нехватки средств был продан тяжелый авианесущий крейсер «Киев», который в 2003‑м стал развлекательным комплексом в парке «Биньхай» в городе Тянцзинь. В неделю его посещали до 40 тысяч человек. Десять лет назад его переоборудовали в роскошный отель. 

История и трагедия — прекрасный повод для бизнеса, не так ли? 

plesk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter